Tengri

"Тенгрианство - это вера без священных книг, без пророков, без храмов, без ересей, без ужасов ада и прелестей рая. Весь мир - наш храм, а ад и рай здесь, на Земле. Тенгри завещал лишь беречь природу - родную степь, леса и горы, птиц и животных, и это было в интересах самих кочевников. И потому историкам неизвестно ни единого случая, когда кочевники бы силком обращали в Тенгрианство другие народы".

Радик Темиргалиев

Тенгри

Тенгри — это изначальная предшествующая миру всезнающая всемогущая божественная сущность, создатель Неба-Космоса – Вселенной, всего материального и нематериального, живого и неживого, источник бытия.

Термин «Тенгри» означает: «Бог», «Божество», «Небо», «Космос», «Вселенная и принцип жизни в ней», «Высший мир», «Создатель», «Повелитель», «Господин», «Дух-хозяин», «Небесный человек».

 Само слово «Тенгри» прототюркское, оно состоит из двух корней «Тэн» и «Ри», первый корень означает «Небо», второй — «Человек». В современных тюркских языках слово «Ер/Ир» означает мужчину.

 Термин «Тан» в древнетюркском означает зарю, восход, начало всего, когда «свет озаряет все», когда «все просыпается и начинает жить». Если взять позднее древнетюркское понятие «Тен» – оно также означает равный, половину. Отсюда идея дихотомичного целого, состоящего из единой пары, двух половинок. Не противоположность и противоречие, а именно парность как принцип бытия.

      • На наш взгляд, Тенгри – это древнейшее обозначение верховного бога всего человечества, встречающаяся практически по всей планете (см. Список»)

Есть разные варианты произношения слова Тенгри у тюркоязычных  и других народов:

Турки, азербайджанцы (азербайджанлар) – «Танры»;

алтайцы (алтайлар) – «Тенгри», «Тенгери»;

балкарцы (малкъарлыла) – «Тейри»;

болгары – «Тангра»;

буряты (баргу) – «Тэнгэри»;

мадьяры  (мадиарок) – «Тенри»;

гагаузы (гагаузлар) – «Тангры»;

гунны – «Тангрихан»;

казаки-кыпчаки – «Тенгерим»;

казахи (казактар) и киргизы (кыргыздар) – «Тенир»;

калмыки (джунгары) – «Тэнгер»;

караимы (къарайлар) – «Тары»;

 карачаевцы – «Тейри»;

кумыки (къумукълар) -«Тенгири»;

кыпчаки (кыпчаклар) – «Гёк Тенгри»;

монголы – «Тэнгэр»;

 татары (татарлар) и башкиры – «Тэнре»;

тувинцы (тывалар) – «Дээр»;

 туркмены (туркменлер) – «Танри»;

шорцы (шор-кижи) – «Тегри»;

хакассы (хакастар) Тигир», «Тер»;

чуваши (чавашсем) – «Тора», «Тура»; “Танкăр”

Саха (сахалар) – «Тангара», «Таныр».

Смысловой перевод на разных тюркских языках может означать небо, видимая часть мироздания, бог неба, божество. Имя Тенгри проходит через все древние религии народов мира:

Праиндоевропейцы “Тондири”

армяне – «Тарку»;

греки – «Таргелий»;

индо-арийцы -«Траитана»;

индусы – «Динкар»;

иранцы, арии – Траетаона;

кельты – «Таранис»;

китайцы – «Тянь;

японцы  «Тэнри»,

римляне — «Тархетий»;

 скифы — «Таргитай»;

 тибетцы – «Тхеуранг»;

шумеры, аккадцы, вавилонцы – «Дингир».

германцы – Тор ( др.-сканд. Þōrr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс. Þunær, др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм. *Thunaraz, дословно — «гром»)

Тенгрианство

    • Тенгрианство – это исконное, открытое, целостное мировоззрение, вера и религиозно-политическая идеология народов Великой Степи от Восточной Европы и до Тихого океана, сложившееся на принципе религиозного представления и учения о Небе-Творце – Тенгри.
    • термин «Тенгрианство» или «Тенгризм» был введен казахским ученым Шоканом Валихановым для обозначения веры  тюрков в Вечное Синее Небо в середине XIX века.
    • Тенгрианство — это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой. В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли , как и у человека, есть свои духи хранители — Ие, Кие (Су иесі). Поэтому человек должен уважительно с любовью относиться ко всему окружающему миру.
    • Тенгрианство в первую очередь – это попытка научного объяснения законов природы людьми живших в прошлом.
    • Тенгрианство – по убеждению тюрколога Мурада Аджи, первая религиозная система монетеизма, естественно рожденная в сознании кочевников как итог и отражение их бытия. Оно достигло уровная монетеизма во времена Великого Тюркского Каганата, и оно было проекцией власти Великого Кагана, первосвященника, на небеса.
    • Тенгрианство – как и любая религия, сделало мировоззрение и природопользовательскую истину Кочевников константной величиной, позволившей на века законсервировать его в сознании народа.
    • Тенгрианство определяет соотношение Тенгри и Человека не как отношения  Господина и Раба, а как Отца и Сына/Дочери.
    • Тенгрианство – это религия Природы. Человек ее часть и он свободен и не ограничен в проявлениях своего физического и духовного естества.

Шаманизм – это и есть Тенгрианство?

Ответ – Нет!

  • Шаманизм — это лишь часть изотерических знаний, которые характеризуют умение контактировать с духами или высшими силами (это умение человека вступить в контакт с духами и получить от них желаемое или необходимое). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.
  • Тюрки верят, что помимо физического тела у человека есть душа, которая в не меньшей степени нуждается в пище, и пищей для нее является дух предков Аруах. Считается, что все деяния человека, отражаются на его душе, и если человек творит зло, предательство, отступает от клятвы, то тем самым он оскорбляет духов Аруахов, а тем самым и Тенгри.

Приверженцы Тенгрианства

    • Тенгрианцы – последователи Тенгрианства. Любой человек, живущий по принципам этого древнейшего мировоззрения может именоваться и как «Тенгрианец», и как  «Тюрк». 
    • Тюрки – в современом научном понимании: этноязыковая общность  народов, говорящих на тюркских языках и имеющих тюркское происхождение или самосознание.  Однако, само слово «Төр» имеет в древнетюркском 2 значения:

 — Закон, право

 — Избранное, почетное место

 

**Интересный факт:  термин «Тюрк» (Төрүк) также происходит от слова «Төр» и переводится как:

Праведные, живущие по закону (Вечного Эля) и почитающие Тенгри

— Избранные («Кок Тюрк» – «избранники Неба)

Как тенгрианцы обращаются к друг другу?

В тенгрианстве все люди общества равны перед друг другом, поэтому к людям обращаются по имени (и отчеству если человек старше) либо можно  называть:

  • Оғуш – (древ.тюрк. «друг», «соратник», «близкий по духу»).

               Например: Оғұшым ( мой соратник)

  • Қатун – (древ.тюрк. «Госпожа», «жена Кагана/Хана»).

Структура тенгрианского общества

Эль – (древ.тюрк. «страна», «государство», «народ»)

 Курултай – собрание

    • Каган (руководство Эля, в современном понимании президент страны)
    • Бии (судебно-законодательная власть)
    • Беки (парламент)
    • Аксакалы (совет старейшин)
    • Батыры (военные)
    • Баксы (религиозные деятели, священнослужители)
    • Бодан (общество, граждане Эля)

 

Известные Тенгрианцы в истории

Томирис
Аттила
Бумын каган
Истеми Каган
Мукан каган
Сулук каган
Культегин
Аспарух
Арпад
Чингисхан

Человек и природа

    • Окружающий мир – это Мир Отца Тенгри и Матери природы Умай, и он божественен и поэтому отношение тюрков-кочевников к Миру благоговейно.
    • Человек, как и любое животное, растение является  частью самого  Тенгри и  природы.
    • Он должен строить свое взаимоотношение с Природой и с другими людьми на принципе гуманности и сохранения Природы в Божественной Первозданности.
    • Сын Тенгри (человек/животное/растение), бессмертен, лишь трансформируясь из Этого в Иной Мир ( мир Трансцендентный), где обитает сам Тенгри. Отсюда вера кочевников в Аруахов ( Духов Предков) и в Бессмертие души. 
    • Постулат: Если бог человека с ним, он неодолим, он безудержен в своих поступках и ему все по плечу! Если в Авраамических религиях приветствуется полное смирение перед Богом, безропотное предание себя его воле, то тенгрианец настолько уверен во всемогуществе Тенгри, что и себя ощущает способным на любые подвиги и дела. В этом,  пожалуй, главное отличие Тенгрианства от Авраамических религий. Тенгри как бы растворен в тюрках, каждый из которых предстает как оживотворенная книга Бога.
    • Природу, растения, реки, воду, землю, горы и т.д. тюрки считают живой и одушевленной, поскольку люди обладали душой и являлись частицей Природы, то она никак не могла быть бездушной и мертвой. Поэтому тенгрианцы верят, что есть невидимые хозяева дома, местности, рек, озер и прежде чем войти куда-либо,  тюрки спрашивают разрешения у духов. Также тюрки очищают территорию своего  проживания огнем от негативной энергии.
    • Тенгрианская установка на собственное божественное происхождение, восходящая к Тенгри, рождала в наших предках величайшую пассионарность, позволявшую 100 тысячам тюркам покорять империи с населением более 100 миллионов человек.
верите в аруахов (души предков)
празднуете Новый год (Наурыз)
если Вы знаете (или в поиске) свою родословную и не вступаете в брак в рамках 7 колен
очищаете свою ауру или дома от негативной энергии огнем
для защиты от сглаза носите амулет (тумар)
Вы верите в 12-цикличный календарь Мушел
считаете Кыз-куу народной игрой
проводите обряд Беташар
проводите обряд 40 дней новорожденному
проводите обряд разрезания пут ребенку
готовите 7 ритуальных лепешек (шелпек)
повязываете ленточки на ветках деревьев
посещаете могилы предков

Аксиология

Пожалуй, ни в одном мировоззрении, ни в одной религиозной системе нет такой разработанной аксиологии. Она пронизывала мир тюрков до мельчайших деталей их бытия.

Несомненно, фундаментальной основой, системообразующей осью нравственных установок мира Кочевничества было отношение номадов к Природе. Рождение Человека, его бытие в социуме, его поведение в воинском сообществе, даже его поведение в плену, на смертном одре – все определялось жесткими нравственными критериями. Тюрок был воспитан по Кодексу чести (Яса-Йосн-Уйсун), согласно которому честь была неизмеримо дороже жизни.

Свободолюбивый тюрок воспитывался в особом уважении к отцу и матери, в уважении к старшим, в уважении к требованиям общественной морали, в чувстве родовой солидарности и взаимопомощи. Тюрок-воин не ведал лжи, предательства, доносительства, недисциплинированности, страха, бегства с поля боя, уклонения от воинской службы. И это бытовые и воинские проявления кодекса поведения тюрка-воина восходили до уровня идейного единства всех, даже раздробленных тюркских племен, выражавшегося в вечном стремлении Тюркского мира к Вечному элю (Манги ел). Живет эта аксиологическая установка в раздробленном и побежденном Тюркском мире и по сей день.

Құт

Тенгри заключает в себе свет, добро (Құт).

Құт — «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма.

Шольемфи Надь Золтан (Solyomfi Nagy Zoltan) - Мадьарский Тенгрианский бақсы (талтос)

Примечательно, что у тюркских народов было принято называть высокую гору или дерево Тенгри. Местом коллективных молений или жертвоприношений могло стать высокое одинокое дерево. И в наши дни сохранилась традиция повязывания ленточек на ветвях деревьев, стоящих одиноко или растущих около источника, у входа в пещеру. Это своеобразная дань почитания, знак святости места. Название Тянь-шань является калькой-переводом на тюркское Тәңрі тау (Тенгри тау). Подробнее: https://tengrism.kz/tengri_tau/

Запреты тенгрианства

В Тенгрианстве нельзя:

    • играть с едой
    • ставить ноги на стол
    • бежать в сторону дома
    • стоять на пороге
    • перешагивать лежащего на полу человека
    • указывать пальцем на человека или на захоронения
    • смеяться над больными и страдающими
    • в сумерки спать
    • бросать на пол головной убор
    • перебивать старшего, пересекать ему дорогу
    • бить детей, женщин или пожилых
    • вступать в брак или в интимные отношения в рамках семи поколений
    • совершать сексуальные действия без согласия другого человека
    • совершать действия, наносящие вред природе
    • нельзя справлять нужду в водоемы (реки, озера, моря)

Тенгрианский календарь

«В традиционной культуре кочевников Центральной Азии с древнейших времён использовался циклический 60-летний календарь, называемый к примеру по-казахски «мүшел». Он состоит из пяти 12-летних циклов (мушелей), в которых каждый год назван именем животного: мышь, корова, барс, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, кабан».

В современной науке мүшел называют по-разному – календарь центрально-азиатских кочевников (по происхождению), 12-летний циклический животный календарь (по названиям годов), лунно-солнечный календарь стран Юго-Восточной Азии (по территории, где он действует и поныне), Юпитерный календарь (по планете, которая дает отсчет 12-летнего цикла).

Тенгрианские праздники

    • 22 марта (день весеннего равноденствия) Жыл Басы – Начало Года. Тюркский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.
    • 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Жер Ана – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.
    • Апрель — май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Күннің күркіреуі. Праздник почитания и освящения жилища.
    • Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Құдай жол
    • Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Тау-Той.Родовые праздники.
    • Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Воде – Су Анасы.Родовые праздники.
    • Июнь (в течение новолуния) Сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева. Сабан той.
    • Июнь (в течение новолуния) Айран той– Праздник Первого Молока (скотоводческий праздник в связи с выездом на летние пастбища).
    • 22 июня (день летнего солнцестояния) Ұлық Күн– Күн Басы. Праздник поклонения Солнцу.
    • Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От Той – Праздник поклонения Огню.
    • 3 июля – Аталар Той. Праздник поклонения предкам.
    • 22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).
    • Октябрь — ноябрь Қарт тұяқ ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.
    • 22 декабря – день зимнего солнцестояния-Каратун (карачун), Нартуған (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния)

Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы.

*На первый мүшел 13 лет. Подростку отец даёт саблю. Он втыкает её в землю и провозглашает себя перед собравшимся народом (родственники, соседи, кто пришёл на его день рождения) воином и даёт клятву защищать Родину.

Язык богослужения и молитв

    • Человек может обращаться к Тенгри и своим предкам на том языке, на котором он говорит сердцем.
    • Также он может читать молитвы на древнетюркском языке и использовать тюркскую и  мадьярскую письменности.

Наказание

Понятия Ада и Рая в Тенгрианстве  нет. За все поступки Тенгри наказывает людей при жизни, если человек избегал наказания, то оно достигало его детей и внуков, но именно в этой жизни. В Тенгрианстве преобладало не чувство страха, не идея Ада, а чувство благодарности Природе и через нее — Тенгри. Люди верили, что если не совершать запретные дела, быть справедливым, то нечего и бояться Всевышнего». Отступая от принципов Тенгри и природы, человек совершает зло!

Девиз тенгрианца

«Живи по совести, отвечай за поступки!»

Погребальные обряды тюрков-тенгрианцев

Балбал - каменные столб, обычно устанавливался цепочкой у курганного надгробия на огромной территории Евразии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.
    • В тенгрианстве считается, что душа в течении 40 дней после смерти находится на земле рядом с телом и в первые дни еще не осознает, что она стоит на пороге в иной мир.
    • Тюрки хоронят только на третий день — чтобы собрался народ.
    • Для прибывающих родственников устраивают первые поминки
    • У тюрков по сей день во многих местах практикуют обряд — пока покойник находится в доме, у его изголовья постоянно горит свеча и в комнате находится один из родственников/друзей.
    • Когда тюрки обмывают покойника, сохраняют перчатку и используют её как магический предмет.
    • Похороны тюрки сопровождают женским скорбным надрывным плачем в песенной форме. В тенгрианстве, родственники и близкие не должны скрывать своих чувств во время похорон, иначе негативные эмоции и  невыплаканные слезы могут стать причиной развития некоторых болезней.
    • Тюрки делают погребальную яму с пещеркой сбоку или с перекрытием из дерева/бетона. Также в некоторых регионах кладут в могилу различные травы. Над могилой сооружают конструкции или большой камень Балбал — рудимент курганной культуры.
    • Тюрки устраивают поминки на 7, 40 на западе 100 дней, далее год и три года.
    • У тюрков бытует священная традиция — посещение могил предков, особенно, знаменитых и святых.
    • Также в тенгрианстве существует кремация (сожжение тела).

Список ханств и каганатов, население которых преимущественно были тенгрианцами

Скифы/саки (- 200 до н.э)

Сюнну/Хунну (209  до н.э –93 до н.э)

Уйсунское государство ( 160 год до н. э. — 437 год)

Государство Кангюи  (1 век до н.э.  — 5 век н.э.)

Государство Сяньби (93 до н.э–234 )

Жужаньский каганат (330–555)

Гунны и Империя Атиллы (370 –469)

Великий тюркский каганат  (552–659)

Аварский каганат (562 -823)

Великая болгария , Династия хан Кубрата  (632–668)

Кыргызский каганат (693 или 840 — 925 или 1207)

Тургешский каганат  (704 -756)

Волжская булгария  (700–922)

Хазарский каганат (650–740) (правящая верхушка также приняла иудаизм, но основное население были тенгрианцами)

Первое болгарское ханство (681–864)

Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты (682–744)

Конфедерация татарских племен (700-1202)

Уйгурский каганат  (744–840)

Государство огузов (766–1055)

Династия караханидов (840–934)

Печенегское ханство (860-1091)

Королевство Венгрии  (895–1000)

Куманы/куны (10 век -1241)

Хаммаг монголы  (10 век -1206)

Государство меркитов (11 век-1200)

Империя Чингисхана (1206–1368)

Современные тенгрианские элементы

Тенгрианский равнозначный крест – символ расположенный на шаныраке

Небесно-голубой цвет символизирует такие качества, как честность, чистота, надёжность, безупречность. Кроме того, синий цвет имеет глубокое символическое значение в тюркской культуре и Тенгрианстве.

 

Древние тюрки почитали небесный купол, а их синий флаг олицетворял преданность предков. На государственном флаге Казахстана он символизирует светлое и вечное небо (Көк Тәңір), мир и благополучие, единство цвета символизирует целостность страны. Желтый цвет – это символ солнца.

Почему в будущем тенгрианство станет основным мировоззрением прогрессивного человечества?

Первая причина - Экоцентризм

Тенгрианство — это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой.

В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли , как и у человека, есть свои духи хранители. Поэтому человек должен уважительно относиться ко всему окружающему миру.

Рано или поздно,  человечество будет вынужденно переходить и  на  активное внедрение  альтернативных источников энергии с целью сохранения баланса с природой. Алматы может стать городом-примером по внедрению «зеленой экономики» в повседневную  жизнь.

Наши предки жили по законам степи и в гармонии с природой.  У них строго запрещалось мусорить, особенно  озера и  реки. Номадов можно смело  привести в пример как ярких представителей защитников природы и сторонников зеленой экономики. Кочевник принимал природу без страха, осваивая новые пространства и для него целью было не покорить ее, а гармонично встроиться в окружающую среду. Он подчинялся ей и принимал ее законы, что позволяло ему выживать и получать все необходимое, не нанося природе вреда. Насилие над природой было чуждо кочевнику, который видел себя ее частью, одним в ряду других живых существ. Мысли о том, чтобы владеть природой, у него не могли возникнуть. Тенгрианцев можно смело назвать одними из главным в мире эконцентристами, для которых: 

— картина мира основана на приоритете экологических требований во всех сферах деятельности человека;

— высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы;

— развитие природы и человечества мыслится как процесс взаимовыгодного единства (коэволюции);

— целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного биологического сообщества;

— «экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие;

— природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком;

— этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой;

— деятельность по охране окружающей среды продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради следующих поколений людей.

Вторая причина - Равноправие

Многие исследователи писали об особой роли женщины в кочевом обществе, об ее независимом положении по сравнению с женщинами в мусульманских странах. Геродот оставил нам удивительный образ Томирис, сакской царицы, обезглавившей Кира. И это не единственный образ женщины-правительницы в кочевом обществе. У современных тюрков, мадьяров и монголов которые сохранили многие традиции Тенгрианства (казахов, киргизов, якутов, ногайцев, алтайцев и т.д) женщины издавна играют важную роль и имеют высокий статус. При воспитании в детстве, взрослые люди  не делают каких-либо гендерных разделений, что в итоге дает настоящее демократическое общество в будущем. Я думаю в этом наша сила и уверенность в завтрашнем дне.

В тенгрианстве девушки могут носить абсолютно любую одежду которая им по душе

С обретением независимости тюркские, мадьярские и  монгольские народы начали постепенно   возрождать исконную веру Предков. Все больше и больше ученых начали изучение культурного и духовного наследия Великой Степи.

Жители многих европейских стран (Болгарии, Венгрии, Румынии и Украины) имеющих тюркских предков, начали возрождать свои азиатские корни и активно участвуют во всех мероприятиях и курултаях кочевых народов Великой Степи.

Дизайн баннера был разработан "WasilevStudios"
Республика Чувашия

Администрация интернет-портала благодарит за поддержку и предоставление материалов Международный фонд исследования Тенгри!