Tengri

"Тенгрианство - это вера без священных книг, без пророков, без храмов, без ересей, без ужасов ада и прелестей рая. Весь мир - наш храм, а ад и рай здесь, на Земле. Тенгри завещал лишь беречь природу - родную степь, леса и горы, птиц и животных, и это было в интересах самих кочевников. И потому историкам неизвестно ни единого случая, когда кочевники бы силком обращали в Тенгрианство другие народы".

Тенгри
Тенгри — это изначальная предшествующая миру всезнающая всемогущая божественная сущность, создатель Неба-Космоса – Вселенной, всего материального и нематериального, живого и неживого, источник бытия.
Термин «Тенгри» означает: «Бог», «Божество», «Небо», «Космос», «Вселенная и принцип жизни в ней», «Высший мир», «Создатель», «Повелитель», «Господин», «Дух-хозяин», «Небесный человек».
Само слово «Тенгри» прототюркское, оно состоит из двух корней «Тэн» и «Ри», первый корень означает «Небо», второй — «Человек». В современных тюркских языках слово «Ер/Ир» означает мужчину.
Термин «Тан» в древнетюркском означает зарю, восход, начало всего, когда «свет озаряет все», когда «все просыпается и начинает жить». Если взять позднее древнетюркское понятие «Тен» – оно также означает равный, половину. Отсюда идея дихотомичного целого, состоящего из единой пары, двух половинок. Не противоположность и противоречие, а именно парность как принцип бытия.
- На наш взгляд, Тенгри – это древнейшее обозначение верховного бога всего человечества, встречающаяся практически по всей планете (см. Список»)
Есть разные варианты произношения слова Тенгри у тюркоязычных и других народов:
Турки, азербайджанцы (азербайджанлар) – «Танры»;
алтайцы (алтайлар) – «Тенгри», «Тенгери»;
балкарцы (малкъарлыла) – «Тейри»;
болгары – «Тангра»;
буряты (баргу) – «Тэнгэри»;
мадьяры (мадиарок) – «Тенри»;
гагаузы (гагаузлар) – «Тангры»;
гунны – «Тангрихан»;
казаки-кыпчаки – «Тенгерим»;
казахи (казактар) и киргизы (кыргыздар) – «Тенир»;
калмыки (джунгары) – «Тэнгер»;
караимы (къарайлар) – «Тары»;
карачаевцы – «Тейри»;
кумыки (къумукълар) -«Тенгири»;
кыпчаки (кыпчаклар) – «Гёк Тенгри»;
монголы – «Тэнгэр»;
татары (татарлар) и башкиры – «Тэнре»;
тувинцы (тывалар) – «Дээр»;
туркмены (туркменлер) – «Танри»;
шорцы (шор-кижи) – «Тегри»;
хакассы (хакастар) Тигир», «Тер»;
чуваши (чавашсем) – «Тора», «Тура»; “Танкăр”
Саха (сахалар) – «Тангара», «Таныр».
Смысловой перевод на разных тюркских языках может означать небо, видимая часть мироздания, бог неба, божество. Имя Тенгри проходит через все древние религии народов мира:
Праиндоевропейцы “Тондири”
армяне – «Тарку»;
греки – «Таргелий»;
индо-арийцы -«Траитана»;
индусы – «Динкар»;
иранцы, арии – Траетаона;
кельты – «Таранис»;
китайцы – «Тянь;
японцы «Тэнри»,
римляне — «Тархетий»;
скифы — «Таргитай»;
тибетцы – «Тхеуранг»;
шумеры, аккадцы, вавилонцы – «Дингир».
германцы – Тор ( др.-сканд. Þōrr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс. Þunær, др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм. *Thunaraz, дословно — «гром»)
Тенгрианство
- Тенгрианство – это исконное, открытое, целостное мировоззрение, вера и религиозно-политическая идеология народов Великой Степи от Восточной Европы и до Тихого океана, сложившееся на принципе религиозного представления и учения о Небе-Творце – Тенгри.
- термин «Тенгрианство» или «Тенгризм» был введен казахским ученым Шоканом Валихановым для обозначения веры тюрков в Вечное Синее Небо в середине XIX века.
- Тенгрианство — это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой. В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли , как и у человека, есть свои духи хранители — Ие, Кие (Су иесі). Поэтому человек должен уважительно с любовью относиться ко всему окружающему миру.
- Тенгрианство в первую очередь – это попытка научного объяснения законов природы людьми живших в прошлом.
- Тенгрианство – по убеждению тюрколога Мурада Аджи, первая религиозная система монетеизма, естественно рожденная в сознании кочевников как итог и отражение их бытия. Оно достигло уровная монетеизма во времена Великого Тюркского Каганата, и оно было проекцией власти Великого Кагана, первосвященника, на небеса.
- Тенгрианство – как и любая религия, сделало мировоззрение и природопользовательскую истину Кочевников константной величиной, позволившей на века законсервировать его в сознании народа.
- Тенгрианство определяет соотношение Тенгри и Человека не как отношения Господина и Раба, а как Отца и Сына/Дочери.
- Тенгрианство – это религия Природы. Человек ее часть и он свободен и не ограничен в проявлениях своего физического и духовного естества.
Шаманизм – это и есть Тенгрианство?
Ответ – Нет!
- Шаманизм — это лишь часть изотерических знаний, которые характеризуют умение контактировать с духами или высшими силами (это умение человека вступить в контакт с духами и получить от них желаемое или необходимое). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.
- Тюрки верят, что помимо физического тела у человека есть душа, которая в не меньшей степени нуждается в пище, и пищей для нее является дух предков Аруах. Считается, что все деяния человека, отражаются на его душе, и если человек творит зло, предательство, отступает от клятвы, то тем самым он оскорбляет духов Аруахов, а тем самым и Тенгри.
Приверженцы Тенгрианства
- Тенгрианцы – последователи Тенгрианства. Любой человек, живущий по принципам этого древнейшего мировоззрения может именоваться и как «Тенгрианец», и как «Тюрк».
- Тюрки – в современом научном понимании: этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках и имеющих тюркское происхождение или самосознание. Однако, само слово «Төр» имеет в древнетюркском 2 значения:
— Закон, право
— Избранное, почетное место
**Интересный факт: термин «Тюрк» (Төрүк) также происходит от слова «Төр» и переводится как:
— Праведные, живущие по закону (Вечного Эля) и почитающие Тенгри
— Избранные («Кок Тюрк» – «избранники Неба)
Как тенгрианцы обращаются к друг другу?
В тенгрианстве все люди общества равны перед друг другом, поэтому к людям обращаются по имени (и отчеству если человек старше) либо можно называть:
- Оғуш – (древ.тюрк. «друг», «соратник», «близкий по духу»).
Например: Оғұшым ( мой соратник)
- Қатун – (древ.тюрк. «Госпожа», «жена Кагана/Хана»).
Структура тенгрианского общества
Эль – (древ.тюрк. «страна», «государство», «народ»)
Курултай – собрание
- Каган (руководство Эля, в современном понимании президент страны)
- Бии (судебно-законодательная власть)
- Беки (парламент)
- Аксакалы (совет старейшин)
- Батыры (военные)
- Баксы (религиозные деятели, священнослужители)
- Бодан (общество, граждане Эля)
Известные Тенгрианцы в истории










Человек и природа
-
- Окружающий мир – это Мир Отца Тенгри и Матери природы Умай, и он божественен и поэтому отношение тюрков-кочевников к Миру благоговейно.
- Человек, как и любое животное, растение является частью самого Тенгри и природы.
- Он должен строить свое взаимоотношение с Природой и с другими людьми на принципе гуманности и сохранения Природы в Божественной Первозданности.
- Сын Тенгри (человек/животное/растение), бессмертен, лишь трансформируясь из Этого в Иной Мир ( мир Трансцендентный), где обитает сам Тенгри. Отсюда вера кочевников в Аруахов ( Духов Предков) и в Бессмертие души.
- Постулат: Если бог человека с ним, он неодолим, он безудержен в своих поступках и ему все по плечу! Если в Авраамических религиях приветствуется полное смирение перед Богом, безропотное предание себя его воле, то тенгрианец настолько уверен во всемогуществе Тенгри, что и себя ощущает способным на любые подвиги и дела. В этом, пожалуй, главное отличие Тенгрианства от Авраамических религий. Тенгри как бы растворен в тюрках, каждый из которых предстает как оживотворенная книга Бога.
-
- Природу, растения, реки, воду, землю, горы и т.д. тюрки считают живой и одушевленной, поскольку люди обладали душой и являлись частицей Природы, то она никак не могла быть бездушной и мертвой. Поэтому тенгрианцы верят, что есть невидимые хозяева дома, местности, рек, озер и прежде чем войти куда-либо, тюрки спрашивают разрешения у духов. Также тюрки очищают территорию своего проживания огнем от негативной энергии.
-
- Тенгрианская установка на собственное божественное происхождение, восходящая к Тенгри, рождала в наших предках величайшую пассионарность, позволявшую 100 тысячам тюркам покорять империи с населением более 100 миллионов человек.













Аксиология
Пожалуй, ни в одном мировоззрении, ни в одной религиозной системе нет такой разработанной аксиологии. Она пронизывала мир тюрков до мельчайших деталей их бытия.
Несомненно, фундаментальной основой, системообразующей осью нравственных установок мира Кочевничества было отношение номадов к Природе. Рождение Человека, его бытие в социуме, его поведение в воинском сообществе, даже его поведение в плену, на смертном одре – все определялось жесткими нравственными критериями. Тюрок был воспитан по Кодексу чести (Яса-Йосн-Уйсун), согласно которому честь была неизмеримо дороже жизни.
Свободолюбивый тюрок воспитывался в особом уважении к отцу и матери, в уважении к старшим, в уважении к требованиям общественной морали, в чувстве родовой солидарности и взаимопомощи. Тюрок-воин не ведал лжи, предательства, доносительства, недисциплинированности, страха, бегства с поля боя, уклонения от воинской службы. И это бытовые и воинские проявления кодекса поведения тюрка-воина восходили до уровня идейного единства всех, даже раздробленных тюркских племен, выражавшегося в вечном стремлении Тюркского мира к Вечному элю (Манги ел). Живет эта аксиологическая установка в раздробленном и побежденном Тюркском мире и по сей день.

Құт
Тенгри заключает в себе свет, добро (Құт).
Құт — «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма.


Примечательно, что у тюркских народов было принято называть высокую гору или дерево Тенгри. Местом коллективных молений или жертвоприношений могло стать высокое одинокое дерево. И в наши дни сохранилась традиция повязывания ленточек на ветвях деревьев, стоящих одиноко или растущих около источника, у входа в пещеру. Это своеобразная дань почитания, знак святости места. Название Тянь-шань является калькой-переводом на тюркское Тәңрі тау (Тенгри тау). Подробнее: https://tengrism.kz/tengri_tau/
Запреты тенгрианства
В Тенгрианстве нельзя:
- играть с едой
- ставить ноги на стол
- бежать в сторону дома
- стоять на пороге
- перешагивать лежащего на полу человека
- указывать пальцем на человека или на захоронения
- смеяться над больными и страдающими
- в сумерки спать
- бросать на пол головной убор
- перебивать старшего, пересекать ему дорогу
- бить детей, женщин или пожилых
- вступать в брак или в интимные отношения в рамках семи поколений
- совершать сексуальные действия без согласия другого человека
- совершать действия, наносящие вред природе
- нельзя справлять нужду в водоемы (реки, озера, моря)
Тенгрианский календарь
«В традиционной культуре кочевников Центральной Азии с древнейших времён использовался циклический 60-летний календарь, называемый к примеру по-казахски «мүшел». Он состоит из пяти 12-летних циклов (мушелей), в которых каждый год назван именем животного: мышь, корова, барс, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, кабан».
В современной науке мүшел называют по-разному – календарь центрально-азиатских кочевников (по происхождению), 12-летний циклический животный календарь (по названиям годов), лунно-солнечный календарь стран Юго-Восточной Азии (по территории, где он действует и поныне), Юпитерный календарь (по планете, которая дает отсчет 12-летнего цикла).
Тенгрианские праздники
- 22 марта (день весеннего равноденствия) Жыл Басы – Начало Года. Тюркский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.
- 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Жер Ана – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.
- Апрель — май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Күннің күркіреуі. Праздник почитания и освящения жилища.
- Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Құдай жол
- Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Тау-Той.Родовые праздники.
- Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Воде – Су Анасы.Родовые праздники.
- Июнь (в течение новолуния) Сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева. Сабан той.
- Июнь (в течение новолуния) Айран той– Праздник Первого Молока (скотоводческий праздник в связи с выездом на летние пастбища).
- 22 июня (день летнего солнцестояния) Ұлық Күн– Күн Басы. Праздник поклонения Солнцу.
- Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От Той – Праздник поклонения Огню.
- 3 июля – Аталар Той. Праздник поклонения предкам.
- 22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).
- Октябрь — ноябрь Қарт тұяқ ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.
- 22 декабря – день зимнего солнцестояния-Каратун (карачун), Нартуған (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния)
Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы.
*На первый мүшел 13 лет. Подростку отец даёт саблю. Он втыкает её в землю и провозглашает себя перед собравшимся народом (родственники, соседи, кто пришёл на его день рождения) воином и даёт клятву защищать Родину.
Язык богослужения и молитв

- Человек может обращаться к Тенгри и своим предкам на том языке, на котором он говорит сердцем.
- Также он может читать молитвы на древнетюркском языке и использовать тюркскую и мадьярскую письменности.
Наказание
Понятия Ада и Рая в Тенгрианстве нет. За все поступки Тенгри наказывает людей при жизни, если человек избегал наказания, то оно достигало его детей и внуков, но именно в этой жизни. В Тенгрианстве преобладало не чувство страха, не идея Ада, а чувство благодарности Природе и через нее — Тенгри. Люди верили, что если не совершать запретные дела, быть справедливым, то нечего и бояться Всевышнего». Отступая от принципов Тенгри и природы, человек совершает зло!
Девиз тенгрианца
«Живи по совести, отвечай за поступки!»
Погребальные обряды тюрков-тенгрианцев

-
- В тенгрианстве считается, что душа в течении 40 дней после смерти находится на земле рядом с телом и в первые дни еще не осознает, что она стоит на пороге в иной мир.
- Тюрки хоронят только на третий день — чтобы собрался народ.
- Для прибывающих родственников устраивают первые поминки
- У тюрков по сей день во многих местах практикуют обряд — пока покойник находится в доме, у его изголовья постоянно горит свеча и в комнате находится один из родственников/друзей.
- Когда тюрки обмывают покойника, сохраняют перчатку и используют её как магический предмет.
-
- Похороны тюрки сопровождают женским скорбным надрывным плачем в песенной форме. В тенгрианстве, родственники и близкие не должны скрывать своих чувств во время похорон, иначе негативные эмоции и невыплаканные слезы могут стать причиной развития некоторых болезней.
-
- Тюрки делают погребальную яму с пещеркой сбоку или с перекрытием из дерева/бетона. Также в некоторых регионах кладут в могилу различные травы. Над могилой сооружают конструкции или большой камень Балбал — рудимент курганной культуры.
-
- Тюрки устраивают поминки на 7, 40 на западе 100 дней, далее год и три года.
-
- У тюрков бытует священная традиция — посещение могил предков, особенно, знаменитых и святых.
-
- Также в тенгрианстве существует кремация (сожжение тела).
Список ханств и каганатов, население которых преимущественно были тенгрианцами

Скифы/саки (- 200 до н.э)
Сюнну/Хунну (209 до н.э –93 до н.э)
Уйсунское государство ( 160 год до н. э. — 437 год)
Государство Кангюи (1 век до н.э. — 5 век н.э.)
Государство Сяньби (93 до н.э–234 )
Жужаньский каганат (330–555)
Гунны и Империя Атиллы (370 –469)
Великий тюркский каганат (552–659)
Аварский каганат (562 -823)
Великая болгария , Династия хан Кубрата (632–668)
Кыргызский каганат (693 или 840 — 925 или 1207)
Тургешский каганат (704 -756)
Волжская булгария (700–922)
Хазарский каганат (650–740) (правящая верхушка также приняла иудаизм, но основное население были тенгрианцами)
Первое болгарское ханство (681–864)
Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты (682–744)
Конфедерация татарских племен (700-1202)
Уйгурский каганат (744–840)
Государство огузов (766–1055)
Династия караханидов (840–934)
Печенегское ханство (860-1091)
Королевство Венгрии (895–1000)
Куманы/куны (10 век -1241)
Хаммаг монголы (10 век -1206)
Государство меркитов (11 век-1200)
Империя Чингисхана (1206–1368)
Современные тенгрианские элементы

Тенгрианский равнозначный крест – символ расположенный на шаныраке





Небесно-голубой цвет символизирует такие качества, как честность, чистота, надёжность, безупречность. Кроме того, синий цвет имеет глубокое символическое значение в тюркской культуре и Тенгрианстве.
Древние тюрки почитали небесный купол, а их синий флаг олицетворял преданность предков. На государственном флаге Казахстана он символизирует светлое и вечное небо (Көк Тәңір), мир и благополучие, единство цвета символизирует целостность страны. Желтый цвет – это символ солнца.
Почему в будущем тенгрианство станет основным мировоззрением прогрессивного человечества?
Первая причина - Экоцентризм


Тенгрианство — это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой.
В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли , как и у человека, есть свои духи хранители. Поэтому человек должен уважительно относиться ко всему окружающему миру.
Рано или поздно, человечество будет вынужденно переходить и на активное внедрение альтернативных источников энергии с целью сохранения баланса с природой. Алматы может стать городом-примером по внедрению «зеленой экономики» в повседневную жизнь.
Наши предки жили по законам степи и в гармонии с природой. У них строго запрещалось мусорить, особенно озера и реки. Номадов можно смело привести в пример как ярких представителей защитников природы и сторонников зеленой экономики. Кочевник принимал природу без страха, осваивая новые пространства и для него целью было не покорить ее, а гармонично встроиться в окружающую среду. Он подчинялся ей и принимал ее законы, что позволяло ему выживать и получать все необходимое, не нанося природе вреда. Насилие над природой было чуждо кочевнику, который видел себя ее частью, одним в ряду других живых существ. Мысли о том, чтобы владеть природой, у него не могли возникнуть. Тенгрианцев можно смело назвать одними из главным в мире эконцентристами, для которых:
— картина мира основана на приоритете экологических требований во всех сферах деятельности человека;
— высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы;
— развитие природы и человечества мыслится как процесс взаимовыгодного единства (коэволюции);
— целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного биологического сообщества;
— «экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие;
— природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком;
— этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой;
— деятельность по охране окружающей среды продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради следующих поколений людей.
Вторая причина - Равноправие

Многие исследователи писали об особой роли женщины в кочевом обществе, об ее независимом положении по сравнению с женщинами в мусульманских странах. Геродот оставил нам удивительный образ Томирис, сакской царицы, обезглавившей Кира. И это не единственный образ женщины-правительницы в кочевом обществе. У современных тюрков, мадьяров и монголов которые сохранили многие традиции Тенгрианства (казахов, киргизов, якутов, ногайцев, алтайцев и т.д) женщины издавна играют важную роль и имеют высокий статус. При воспитании в детстве, взрослые люди не делают каких-либо гендерных разделений, что в итоге дает настоящее демократическое общество в будущем. Я думаю в этом наша сила и уверенность в завтрашнем дне.


С обретением независимости тюркские, мадьярские и монгольские народы начали постепенно возрождать исконную веру Предков. Все больше и больше ученых начали изучение культурного и духовного наследия Великой Степи.

Жители многих европейских стран (Болгарии, Венгрии, Румынии и Украины) имеющих тюркских предков, начали возрождать свои азиатские корни и активно участвуют во всех мероприятиях и курултаях кочевых народов Великой Степи.


Дизайн баннера был разработан "WasilevStudios"
Республика Чувашия
Администрация интернет-портала благодарит за поддержку и предоставление материалов Международный фонд исследования Тенгри!
