Tengrism.kz

Уйсун - древний кодекс и закон Великой Степи

(Яса-Йосн-Үйсін)

У термина «Уйсун» множество значений на древнетюркском языке:

1) Үйсін (Шора жосын / диал. Чора Йосн/ Яса) — это закон, кодекс, общепринятое правило, обычай, традиция, пристойность, порядок совершения какой-либо церемонии.

*В калмыкском и монгольском языках слово «Йосн» имеет идентичное значение и от этого слова произошла калька «Яса». Человека, который строго соблюдает законы предков называют «Йосн зал»

 

2) Үйсін  (досл. с древнетюрк«Пусть соединяет» по воле Тенгри) – титул, символизирующий объединение, союз. 

3) Үйсін – (скопление, сборище тюркских родовых знаков)

КореньҮю – собирать, складывать (вместе, в кучу)

4) Үйсін — общее самоназвание союз родов,  составивших ядро 

  • Старшего Жуза: «Сары Үйсін» (Түргес), «Жалайыр», «Қаңлы», «Шанышқылы» (Қатаған), «Сіргелі», «Шапырашты», «Ысты», «Ошақты» «Дулат», «Албан», «Суан» и Шақшам.
  • Также крупные рода среднего жуза Абақ-Керей, Бағаналы и Табын, Рамадан младшего жуза  ведут  свое происхождение от средневековых уйсунов (что подтверждается как идентичными тамгами, так и легендами о происхождении родов). 
  • Этноним Уйсун с различными вариантами названия,  зафиксирован в родоплеменных структурах ногайцев, узбеков, татар, кыргызов, каракалпаков, крымских татар, литовских татар, халха-монголов, хазарейцев, болгаров, кумыков,  башкиров (башкирские Табыны, Ирэкте считают себя потомками уйсуна Майкы би).

     

    Непосредственно название  Уйсун встречается также:

    1. в племени  Ногай-казах есть подроды Сары уйсун, Караторы уйсун, Бактыбай уйсун, Теренкудык уйсун, Жанакай уйсун. Также,  примечательно и то, что по свидетельству ногайского этнографа Р. Кереитова род уйсун относил себя к «сарай кубу», то есть к конфедерации «дворцовых», происходящих из «тахта эля» — ядра золотоордынского государства (позже Ногайской Орды), сконцентрированного вокруг его обеих столиц — Сараев XIII—XIV вв.
    2. внутри киргизского родоплеменного объединения Ичкилик ОН УУЛ есть рода Сары уйсун и Усонь
    3. династии болгарских правителей  по многочисленным сведениям происходят из Жетысу, такие как роды Дуло ( Дулу, Дулат или тургу,тургеш) и Асени (Ашина, Афшина, Уйшин, Уйсін).    
    4. дештикипчакское узбекское племя уйшун (уйсун), группы которого известны в Ташкентском и Самаркандском оазисах, возводит своё происхождение к уйсунской конфедерации. У узбеков племя уйшун считается одним из самых древних среди 92 узбекских племен и пользовалось определенными привилегиями.

 

Дисклеймер

Термин "Үйсін" в древности подразумевал саму идею объединения  и не обладал этническим (родо-племенным) значением, однако со временем  стал самоназванием некоторых родов, входивших в древнюю конфедерацию Уйсунских родов. Цель публикации данной статьи, это попытка по-новому взглянуть на древние названия союзов и их первоначальное значение!

Ученые нашего центра полагают, что термин "Тюрк" явно обладал религиозным значением, а "Яса/Йосн/Уйсун" - это скорее всего "кодекс чести" или "свод правил"!

Усуни, Уйсуны, Ушины, Уйшуны (греч. Исседоны)  — народ тюркского происхождения, обитавший в древности на севере современного Жетысу и  Синьцзяна.  Историю усуней как крупного государства можно проследить начиная с II в. до н. э.

Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул Кун Би  (гуньмо), а его родичи именовались далу. Их столица скорее всего находилась на территории современного Алматы и его окрестностей Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с соседями за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.

На мой взгляд, названия таких племен населявших Жетысу как скифы, саки, тиграхауда, исседоны являются лишь экзонимом. К примеру немцы себя называют дойче, армяне — айер, китайцы -хань, венгры — мадьяр и т.д. Я предполагаю, что сами себя местные племена называли уйсунами, потому- что в 100 году до н.э. уже существовало крупное государство по меркам того времени с таким названием.

Исседоны (др.-греч. Εσσηδονες) — древний народ, обитавший в степях Южной Сибири и Урала (по одним источникам — Скифия, по другим — Сарматия). Вероятно, были народом, родственным сарматам. Некоторые историки и археологи полагают, что исседоны — это другое название

Гуннский союз племен как и Уйсунский, состоял из множества различных родов и кланов. Более того, я хочу высказать одну мысль: гунны (по китайским летописям «Сюнну», что очень похоже на китаизированное звучание слова «Уйсін»)   — это название восточной части государства Уйсунов. Позже усилившись, кочевые племена под руководством Атиллы,  ушли на запад и стали известны европейцам как гунны.

Исходя из многочисленных сведений о  родственной связи правящей верхушки  и близостью культур,  традиций данных племен друг с другом, я думаю гунны и уйсуны —  это один и тот же народ. Если  даже сравнить  места  проживания  этих древних племен (Жетысу, ВКО, Синьцзянь, Монголия) в средние века и сейчас, то  можно легко  заметить, что там и поныне  проживают  многочисленные племена современных уйсунов и ряда родов,  связанных с ними родственными узами (например Абак-кереи)

.

Ашина — знатный род правителей тюркских каганатов в VI—VIII вв. В эпоху хунну Ашина составили основу древних тюрок.

Большинство исследователей: Х. В. Хауссиг, А. Н. Бернштам, Ю. А. Зуев, Д. Г. Савинов, С. П. Гущин, Рона-Таш, Р. Н. Фрай, Финдли, В. У. Махпиров, выдвигали гипотезу о сако-уйсунском происхождении Ашина: по их мнению, корни этнонима «Ашина» следует искать в сако-уйсунской родовой антропонимии.

Я полностью согласен с этими учеными  и думаю, что  династия «Ашина» — это также китайское название (возможно на другом диалекте)  древнего народа Уйсун и правящего рода древних тюрков. В тюркских памятниках наименование Ашина не встречается. Питер Голден утверждал, что происхождение названия от монгольского ошибочно.

В начале VII века (603 год) Тюркский каганат в результате междоусобных войн и войн со своими соседями распался на Западный и Восточный каганаты.

В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» (Он Оқ), занимавшие древние уйсунские земли. К востоку от реки Чу выделились пять племён дулу (Дулат — один из многочисленных родов Уйсунов), а к западу от неё — пять племён нушиби.

Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана). Центр государства находился в Семиречье. Управлялся каганами из династии Ашина. Позже от него отделился Хазарский каганат.

В 658 году многие земли Западно-Тюркского каганата были захвачены китайской империей Тан. С этого момента единый каганат перестал существовать. В 698 году власть на части территории каганата захватили тюргеши. 

Практически до ХV века тюркские империи играли значительную роль не только в Центральной Азии, но  и в Индии, Китае, на Руси,  на Ближнем  Востоке, в странах Магриба и  Восточной Европы. В то время они были гегемонами, как примерно сейчас США, РФ, Китай и Великобритания. Поэтому, отвечая на вопрос, могу смело утверждать: они имели прямую связь с тюркскими каганами из рода Ашина!

  • Дуло — правящая династия в Великой Болгарии и Первом Болгарском царстве. Междоусобица внутри Западнотюркского каганата позволила Кубрату сохранить созданное им в это время Болгарское ханство, возглавляемое династией Дуло. Известны болгарские правители из рода Дуло — Кубрат (основатель Великой Болгарии), несколько легендарных его сыновей, из которых прослеживаются по источникам Батбаян (по именнику Безмер) и Аспарух (основатель Дунайской Болгарии), и правители Дунайской Болгарии Тервел, Кормесий и Севар.

    В 631 году Кубрат основал на Кубани государство. Это произошло после того, как его дядя Органа-Моходу разгромил нушибийцев и хазар и этим помог Кубрату. В «Именнике болгарских ханов» Авитохол и Эрнак тоже отнесены к роду Дуло, что указывает на тенденцию связывать болгарских ханов VII века с прославленными гуннскими  (сюнну) вождями в V веке.

    Аспарух, сын Кубрата, основал болгарское ханство на Балканах (Дунайскую Болгарию), которое считается первым государством современной Болгарии — Первое Болгарское царство.

    ** Лев Николаевич Гумилёв  подразумевал, что можно ассоциировать болгарскую правящую династию Дуло с пятью Дулу (это неправильное звучание китайских иероглифов, более верное звучание было близко к «Туруг», откуда, собственно, возникло имя «тюргеши») племён западных тюрок. Хотя и Дулу, и Тюргеши,  имеют родственную  связь с Уйсунами.

  • Асени (болг. Асеневци; греч. Ασάνης — Асаны) — династия болгарских царей, между 1187 и 1280 годами.

     

    Династия основана братьями Петром и Иваном Асенем, которые, предположительно, являются сыновья боярина из Болгарии тюркского происхождения Асана (Асеня). Некоторые имена первых правителей имеют явно тюркское происхождение. Например, Белгун (прозвище Ивана Асеня) является производным от тюркского «bilgun», который означал «мудрый». Либо имеют отношение к тюркскому роду Ашина.

Название Тюргес/Туркеш происходит от древнего названия объединенного уйсунского  дома 𐱅𐰇𐰼𐰏𐰾‎ — Түргес (Төрүг + Ес) и означает «Хозяин почетного места».

     1) Само слово «Төр» имеет 2 значения:

Избранное, почетное место

Закон, Право

Производным  от него является 𐱅𐰈𐰼𐰈𐰾𐰃𐰤  (Төрүсін), что означает «Почет, Величие»

**Интересный факт:  термин «Тюрк» (Төрүктакже происходит от слова «Төр» и переводится как: 

Праведные, живущие по закону (степи или эля)

—Избранные 

Подробнее о том, что на самом деле означает термин «тюрк» можно в статье газеты Караван здесь!

2) Слово Ес (Иеcі) переводится как «Хозяин», «Владелец». 

3) Этноним Тургес (Түргеш) также является вторым самоназванием современного  рода Сары Уйсін, которые согласно преданию, являются потомками  Турксанф (Турксана), младшего сына Естеми-кагана. После распада Западно-тюркского каганата, именно потомки этой ветви захватили власть и создали новый политический союз Тургешский каганат. Позже, правителю этого государства по имени Ушлик (кит. трад. 烏質勒, пиньинь Wuzhile, палл. Учжилэ, умер 708 г.),  за вклад возрождение каганата и объединение племен был присвоен особый статус «Алаш-хан». То есть, именно в этот период этот титул впервые был упомянут в источниках.  Для доказательства данной гипотезы я приведу отрывок из стеллы Культегина, где его племянник Йолыктегин подверждает, что они происходят от одного корня. 

 

Такие современные  рода как Албаны, Шапырашты, Дулаты, Суаны, Жалайыры, Сары уйсуны, Ошақты, Ысты, Сыргели, Шанышкылы (Катаган), Жалайыры, Абак-кереи, Табыны  без сомнений происходят от Древних Уйсунов и являются друг другу родственниками.    

Но, на данный момент среди казахов старшего жуза только один род сохранил в своем главном самоназвании имя «Уйсін» — это Сары Уйсуны, самый малочисленный из всех вышеперечисленных племен (10 000 человек) и более того, являются носителями общеуйсунской тамги 

 

Древние тюргеши подразделялись на «Қара» и «Сары», но это не были самостоятельные племена. По древним традициям народ делился на 2 части по социальному признаку: 

  • Қара — это простой народ (большая часть населения)
  • Сары — представители правящей «золотой» верхушки. Скорее всего слово «Сарай» ( от тюрк. «Дворец») является производным  от слова Сары.

Многие известные ученые, в своих трудах  говорили о связи  Сары тургешей и современного рода Сары уйсун: 

  • Алькей Маргулан прямо заявлял: «Прямыми потомками тюргешской знати, которая называлась Сары-тургеши, является род Сары уйсун».  Такая теория данного ученого основывалась на древних китайских летописях  как «Джунго», где тюргеши называются Сары уйсун. Однако такой взгляд  на историю тюргешей не соответствовал политике советсткого руководства, поэтому  теория Алькея Маргулана не получила развитие.
  • После распада Союза, теория о тесной связи тюргешей и сары уйсунов снова начала постепенно подниматься благодаря таким ученым как Койшыгара Салгараулы. 
  • В 1994 году в Китае появляется книга Ныгмета Мынжана «Қазақтың қысқаша тарихи». В ней были опубликованы результаты исследований историков-казахов из Китая, свободное владение китайским языком позволило им изучить оригинальные летописи в которых действительно вторым самоназванием тюргешей было Сары уйсун, а свою страну они называли «Алаш ұлысы».  Тот факт что тюргеши называли себя Сары уйсун объясняется крайне просто. Термин «Сары» как было сказано ранее, согласно обычаям подразумевал представителей правящей золотой верхушки. А теперь вспомним, что древние уйсуны которые  контролировали  Жетысу поклонялись солнцу, не зря их правитель носил титул «Кун Би».
  • Также хотелось бы отметить и слова казахстанского исследователя Марлена Зиманова, где он упоминал род Сары уйсун:

«Рыжеволосые люди Тарима были коренными жителями Турана, европеоидами, но не европейцами. У туранцев было собственное понимание генеалогического происхождения и родового цвета, недаром, их племена с гордостью носили приставку «Сары» – Рыжий, Золотой, Солнечный, как «усуньцы с рыжими бородами», как и казахские роды сары-уйсуны и другие поколения. Их называли рыжими саками, также «Рыжим саком» звали и их царя Аршака. Рыжебородым был и великий царь гуннов Аттила. Солнцеголовые люди Турана продолжились «светлыми волосами» древних тюрков, «светловолосами» половцами, «светлыми с рыжиной волосами» зеленоглазых чингизидов-борджигинов и «желтоголовыми» ордынскими татарами. Все эти антропологические признаки зафиксированы в китайских, арабо-иранских и европейских летописях, как туранские знаки, но их обладатели были несомненными азиатами – тюрками» [42, т. 2, с. 164].

  • Примечание автора:

    судя  по тамге  современного рода Сары уйсун и его другого самоназвания Тюргес, которые  являются общими в равной мере и для всех уйсунов, я также не исключаю   вероятность того, что и само слово  Сары уйсун может принадлежать всем потомкам древнейшей степной конфедерации!

Ранее  я уже опубликовывал специальную статью об этом и не хотел бы повторяться. Прочитать ее можно по ссылке https://tengrism.kz/genghis_khan/

Могулистан (тюрк.  Мәңгі Ел) – это один из осколков империи Чингисхана находившийся на территории Жетысу и Восточного Туркестана. Родоплеменной состав так называемых «моголов» включал в себя как местные уйсунские , так и другие  тюрко-монгольские народы и племена: баарин, балыкчи, барак-итарчи, барки, барлас, долан, дохтуй, карлук, булгачи, калучи, канглы, кереит, кончи, конырат, кушчу, кипчак, кыргыз, канлы,  меркит, найман. Начиная с XV века, в результате нашествия Тамерлана, вторжения ойратов и междоусобной борьбы, начался процесс обособления народностей и последующего поглощения могольских племён киргизами, казахами и предками современных уйгуров.

Моголистан — средневековое тюркское государство и  в западной историографии принято обозначение — «Восточное Чагатайское ханство». По-моему предположению, данное политическое объединение было  центром так называемой империи Чингизидов. Именно  на этой же территории появляется Казахское ханство. Исходя из всех сведений которые я изучил, у меня нет сомнений, что кремль впоследствии начал переписывание истории и «перенес» так называемый центр государства на территорию современной Монголии для того, чтобы ослабить тюркское влияние в регионе и тем самым раздробить тюркские народы для дальнейшей колонизации территорий (как показали дальнейшие исторические события, так все и случилось).

Казахское ханство возникло в последней трети XV века, когда ханы из династии Джучидов, Жанибек и Керей создали своё государство в Семиречье после распада Узбекского улуса. Источники указывают разные даты основания: 1470 год — когда соправители контролировали большую территорию в регионе казахского мелкосопочника и окрестностей Сыр-Дарьи или 1465 год — провозглашение небольшого ханства в долине реки Чу. Позже большая часть уйсунских родов вошли в состав так называемого Старшего жуза (насчет термина «жуз», мое предположение,  что это было искусственное разделение одного единого народа, которое организовала Российская Империя в середине XVIII века для постепенной колонизации. Что в итоге подтвердилось дальнейшим историческим процессом.

 Совместно с моим коллегой, тюркологом из Республики Татарстан Альбертом Хабибрахмановым мы ранее  озвучивали свою версию. С ней можно ознакомиться по ссылке: https://tengrism.kz/qazaq/

Уйсуны, как я ранее уже говорил, древний и  многочисленный народ, живущий  на территории Южного Казахстана, Китая, Кыргызстана, Узбекистана  и поэтому в силу своего географического местоположения, бесспорно участвовали практически во всех исторических процессах и были тем самым «ядром» военно-политических союзов.

Предки современных уйсунов, как практически и  все родственные  им кочевые племена,   верили в Көк Тәңірі «Вечное Синее Небо».  Примерно с середины позапрошлого века у их исконной религии появилось научное название — «Тенгрианство» (Тәңіршілдік). Все очертания  родовых знаков, названия местностей,  быт, традиции, обряды, культура имели прямую, сакральную  связь с Тенгрианством. Правителя уйсунов называли «Кун Би» (солнечный правитель), а правителя сюнну (гуннов) именовали «Тәңірқұт» (обладающий благоденствием Тенгри).

Интересный факт: уйсуны издревле жили у подножия священных гор Алатау или по другому Тяньшаня. Сам же термин «Тянь-Шань» произошел от древнейшего тюркского названия этих гор «Тәңір тау»  (Теңир тоо, Тәңри тағ, Тәңре тау, Тэнгэр уул), что означает «Небесная  или Божественная гора». Именно там,  также находится и  пик «Хан Тенгри» (Хан Тәңірі) означающий «Повелитель Неба».  Эти места всегда  были священными для всех тюрков.

 

Тенгрианство (каз. Тәңіршілдік) – это открытое, целостное мировоззрение кочевых и полукочевых народов Центральной Азии, сложившееся на принципе религиозного представления и учения о едином Небе Творце – Тенгри (Тәңір). Практически все традиции и обычаи не только казахского, но и других тюркских, монгольских народов имеют явно тенгрианские корни (вера в предков (Аруах), празднование Наурыза, беташар, тұсау кесер, мүшел и т.д.).

В самом начале статьи, я писал, что являюсь уйсуном из рода Сары Уйсін и в детстве всегда задавался вопросом, почему родовым знаком (Танба) нашего рода является равнозначный крест и прямоугольник 

К сожалению, в тот момент времени никто не помог мне найти ответ на этот вопрос и я считал, что возможно  ранее мы были христианами несторианского толка (об этой вере было много информации в учебниках). Но у меня всегда были сомнения на эту гипотезу и я продолжал свой поиск. Именно изучая историю не только уйсунов, но  и всех кочевых народов, я в какой-то момент осознал, что по своим убеждениям оказывается  являюсь Тенгрианцем.

Скажу открыто — я никогда не был мусульманином. Насчет предательства предков, приведу некоторые факты, что именно   я и другие люди считающие себя Тенгрианцами,  на самом деле являются самыми преданными сынами и дочерями своего народа (покажу  на своем примере):

  1. Я прекрасно знаю более  7 поколений моих предков, не только по  линии отца, но и по линии своей мамы.
  2. Живу в Алматы, на территории которого всегда жили мои уйсунские предки. Никуда не переезжал и не собираюсь.
  3. Священными местами  для меня являются горы Тәңіртау и местности, где находятся курганы наших предков  (алматинские, иссыкские)
  4. Верю в Аруахов (души предков) и что они защищают нас.
  5. Раз в несколько месяцев посещаю могилы предков родственников.
  6. Молюсь на своем родном казахском языке, при обращении к Всевышнему говорю Тәңір или  Құдай ( могу ошибаться, но в Исламе у бога 99 имен, «Тәңір» и «Құдай» в этот список не входят).
  7. Дома готовим  7 шелпек
  8. Празднуем Наурыз (кто-то скажет, что это «языческий» праздник, но хочу особо отметить, что День Весеннего равноденствия — это наш новый год по тенгрианскому календарю «Мүшел»).
  9. Ношу равнозначный крест, ведь это мой родовой знак 
На данный момент я изучаю наше исконное мировоззрение и если у Вас вопросы, что такое тенгрианство и вообще кого можно называть или считать Тенгрианцами, то ранее мною была подготовлена специальная  статью на эту тему: https://tengrism.kz/who_can_be_called_a_tengrian/

Ранее я уже предоставил столько фактов и конечно признаю, в том, что ушедшие на территорию Руси и в Европу  уйсуны стали предками не только части славян, но и болгар, венгров, румын, молдаван и т.д. На российских интернет-ресурсах уже выходила данная версия, подробнее: https://zen.yandex.ru/media/historyrus/kitaicy-schitaiut-chto-predki-slavian—usuni-uisuniisuicy-61f58b34c499c04ac82cf074

Также я готовил специальный доклад на тему: «Россия и тюркский вклад в этногенез, язык, культуру и историю русского народа» https://tengrism.kz/rus/

Майқы би

Майқы. Байқы. Байгу — у тюрков — первый жрец или царь (бек — бий), в генезисе — первый человек на Земле. Также согласно историческому преданию, Майкы бий — историческое лицо, жившее во времена Чингисхана, он — один из биев-жрецов Чингисхана. Говорят, что он раздавал отдельным родам знаки (тамга) и девизы (уран); это отголосок мифического представления об устроителе социума, цивилизации.

Сохранилась фраза «Түгел сөздің түбі бір, түп атасыМайқы би» (буквально: «У всех слов — единый корень, этот корень есть Майкы бий») , свидетельствующая об архаичности и наличии мифологической нагрузки образа.

На древнетюркском языке, по-видимому, это имя произносилось в форме Йам (Йем) или Йа-Ма, где *іуа — «хозяин, хозяйка», а * (*аm— «порождающая суть, праматерь»; Йам (Йем, Йама) — «хозяйка-праматерь», Богиня-прародительница. Позднее это имя превратилось в «Майкы»: йам >йем>йем-ай>йемай-ык>майык>майкы. Значение «плодородности» сохранилось и в других словах казахского языка: май — «масло, жир», бай — «богатство, достаток, изобилие».

Сын Йимы, видимо, Тура. Такое «отцовство» лучшим образом доказывает уже высказанную нами мысль о пратюркском происхождении Йимы (этимология этнонима «түрік» восходит к корню «тур»).

Майкы-бий в качестве генеалогического родоначальника сохранился в родословном древе казахов Старшего жуза (см. статью Уйсунская семерка).

Наилучший образец структуры в общетюркском мифогенеалогическом комплексе, который можно показать в качестве эталона подобных структур. Она состоит из нескольких уровней, синкретически сросшихся между собой, где обнаруживается мифологическая космогония, вертикальная и горизонтальная модели мифического мира.

 

Мифическая космогония (происхождение космоса) и вертикальная модель мира.

Жумай (Юмай) — протокосмос, т.е. вселенная до творения. Вероятно, он понимался как мировое яйцо, плавающее в первичных мировых водах (ср. тюркск. юмуртка, йымырка, йумурга, казахск. жұмыртқа — яйцо). Яйцо разбилось, появился космос, состоящий из верхнего мира — неба и нижнего — водного мира. Этимология слова «Тобей» восходит к корню *Tebe, темя, макушка, верхняя точка чего-то (вероятно, этот корень, в свою очередь, восходит к индоевропейскому диева/дневное сияющее небо). Это означает, что Тобей-бий — персонификация неба, верхнего мира. Кайки (Кейки) восходит к тюркскому корню *Kang > kay. Кайки — нижний мир, мир воды. А между небом (Тобей) и водной поверхностью (Кейки) располагается средний мир — земля, персонифицированная в четырех именах-сторонах: Майкы, Койылдыр, Когам, Мекрейил (четырехугольная или квадратная поверхность земли, ойкумены). Эти четыре имени сыновей, в свою очередь:

а) сами по себе выступают в качестве модели мира, где Майкыпротокосмос, а остальные трое — три уровня модели мира (Мекрейил — страна Михры или потомки Митры, Когам — общество — средний мир, Койылдыр, вероятно, от *quy, лить (воду) — нижний мир);

б) показывают социальную структуру уйсунского кочевого общества, где Майкы — царствующий род, а остальные трое -три сословия общества (Мекрейил — воины, Когам — жрецы, Койылдыр — общинники). Есть и другие свойства этой семиричной структуры. Рассматривать их полностью в этой короткой статье не будем. Мы лишь хотели показать, что структура древнейшего (уйсуньского) мифа в значительно измененном виде может сохраняться, несмотря на многочисленные, повторяющиеся процессы этногенеза (консолидация — разрушение — новая консолидация), изменения языка, этнического состава, культуры и т.д.

Великая степь представляла собой пестрый конгломерат разноязыких племен. Примером служит широкая синонимичность казахского лексикона. Поэтому претендентам на ханскую власть во время инаугурации бии задавали древний традиционный вопрос: «Ер болам десен, жеті ата, жеті тілін білесін ба?» («Претендуя на власть, знаешь ли ты все родословие тех родов и племен, которые собираешься возглавить, знаешь ли все их языки?»).

Вот какие требования предъявлялись правителям в то время. На месте инаугурации в горах Улытау Центрального Казахстана был установлен кулпытас (каменный монумент), на котором все вожди тюркских родов и племен высекли свои родовые тамги. Эти камни в истории остались под названиями «Майқы таңбасы» (знаки Майкы) или «Нұра таңбасы» (знаки Нура) в честь местности, где они были высечены. Согласно легендам местные племена Бағаналы и Балталы входящие в родовой союз Найман являются потомками Майқы би. 

Следует отметить, что родовая тамга Табынов и Рамадан совпадает с родовой тамгой племени Дулат казахского Старшего жуза, а Дулаты равно как и табынцы родословие возводят к Майкы-бию. По генеалогическому преданию, предком семи племен — Ысты, Ошакты, Шапырашты, Сары уйсын, Албан, Суан, Дулат — является Байдыбек-би, современник Тамерлана и родной праправнук Майкы-бия.

Ақарыс

Согласно одной из легенд, у Туркешского хана Тана, прозванного «Акарыс», было 12 сыновей. От первой жены, по преданию-шежире, родились «Сары Үйсін», «Мерке», «Жалайыр», «Қаңлы», «Шанышқылы», «Сіргелі». От второй — «Шапырашты», «Ысты», «Ошақты». От третьей — «Дулат», «Албан», «Суан».

Сыновьям завещал совместное управление Ел-ем «Так было соблюдено следующее требование устного устава первого кагана древних тюрков Бумына: управление каждым элем должно осуществляться семьей, члены которой непременно были бы связаны кровным родством по отцовской линии с самим Бумыном или его братьями.

После смерти Акарыса его старший сын, «Сары Үйсін» (данный род, судя по названию и тамге, является древнейшим из уйсуней) был выбран ханом всего трехплеменного союза, получившего название «Түрік-үш» или «Үш елдік», а его младшие братья в лице Мерке, Жалайыра, Канглы, Шанышкылы и Сіргелі стали старшинами (ру-аксакалами) родовых общин, составлявших это племя, и получивших новые названия по именам этих удельных правителей.

Именно эти племена, по преданиям Байдыбека, составили костяк союза племен, который получил в истории название «Оң қүт» (онгут). В 1206 году по решению Чингисхана этот союз составил скелет так называемой «Монгольской империи».

Позже, в 15 веке, чтобы восстановить историческую память и напомнить, что тюргеши были прямыми предками казахов Старшего жуза Байдибек-бий якобы дал имя «Сары үйсін» своему сыну от первой жены, присвоил имена Шапырашты, Ысты и Ошакты внукам по линии второй жены, а также назвал Албаном, Суаном и Дулатом внуков по линии третьей жены. В этом отношении он, согласно преданию, последовал примеру своего предка Уйсуна Тобе-бия, младший сын которого Мухали («Мүкрейіл») получил прозвание «Жалайыр», а его первый внук и первый правнук были якобы названы «Қаңлы» и «Шанышқылы».

 Первый праправнук Уйсуна Тобе-бия получил имя «Сіргелі». Однако,  это — легендарная версия традиционного шежире Старшего жуза, тогда как на самом же деле, скорее всего, было наоборот: потомки Уйсуна Тобе-бия, возглавившие племена с древними названиями, вошли в историю под названиями этих племен (в то время были традиции племенных вождей отрекаться от личных имен во имя возглавляемых ими. Пример этнического уйсуна Мухали, возглавившего по приказу Чингисхана племя жалаиров и ставшего Мухали-жалаиром — яркое тому подтверждение. К тому же, еще до Чингисхана среди тех, кого называли «онгутами», были представители таких племен, как Дулат, Жалайыр, Шапырашты, Ысты, Канглы, Суан. Как бы то ни было, но потомки Байдибек-бия, соратника Тамерлана и строителя мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане, успешно руководили племенами Старшего жуза — прямыми потомками тюргешей. Причем, настолько успешно, что почитаются как родоначальники этих семи племен…

Общеродовым кличем уйсунов является имя предка Бахтияра (Бақтияр).  Также каждый род по отдельности мог называть и своего предка, к примеру:

род ШапыраштыҚарасай

род АлбанРайымбек

род ЖалайырҚабылан

род Қаңлы — Байтерек

Рунические символы и родовые тамги кочевых народов  имеют общее происхождение и несут в себе сакральные знания доставшиеся нам от наших предков. Все эти знаки также связаны с астрономией (положение звезд на небосводе). Особенно хотелось бы отметить интересные факты:

Если посмотреть на родовые тамги родов Дулат, Албан, Суан и Найман невооруженным взглядом видна  не только их  геометрическая схожесть, но и фонетическое звучание. Более того, эти племена и соседствуют друг с другом. Тоже самое можно и  Канлы, Кипчак, Конырат, Жалайыр и т.д.  

Барины

Барын (монг. Баарин) — одно из уйсунских племён, входивших в нирунскую (Іні руы) ветвь монголов Чингисхана. Скорее всего, название происходит от тюрк. Бәрі (все) 

Баарины вошли в состав некоторых тюркских народов: род барын (баарын) в составе башкиров, киргизов, крымских татар (барыны), узбеков, род паратан в составе хакасов. Большинство исследователей  считаю, что Барыны происходят от древних уйсунов.

Барын — один из четырёх сильнейших бейских родов Крымского и Казанских ханств.   Из числа выходили карачи-беки, которые могли утверждать крымских ханов на престоле и состояли в государственном совете этого государства, на котором решалась внешняя политика Крыма и Казанского ханства.

Империя Чингисхана

Интересный факт:

У-син в китайской философии

У-син (пять элементовпять стихийпять действийпять движенийпять столбцовпять фазпять состояний кит. 五行, пиньинь wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Это огонь (火), вода (水), дерево (木), металл (金) и земля (土). Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии, в искусстве фэн-шуй.

Видео