Tengrism.kz

Рахимбердиева Назым Яхияевна

Сегодня я бы хотел рассказать о талантливой художнице из города Алматы Рахибердиевой Назым. Прожив целый год в Европе насытившись произведениями искусства европейских художников и мастеров, она снова решила вернуться к своим истокам и продолжила изучать историю культуры и искусства Казахстана в целом. Вернувшись в родную страну, серьезно увлеклась темой Тенгрианства, и очень сильно вдохновилась рассказами о божествах Тенгрианской религии. Поэтому Назым  решила изобразить Тенгрианские божества и обряды тюрко-монгольских кочевников евразийских степей в своих работах. Рисуя и обдумывая каждую композицию, она придумала уникальную технику слияния графики и живописи, где соединились два ее любимых стиля в единое

Бир Тенгри - Великий дух неба – Тенгри.
Всезнающий и правосудный

В центре композиции – сам Тенгри, создатель мироздания. Мужчина в тенгрианском костюме, у которого развеваются на ветру ленты и перья небесного цвета, а его голову украшает головной убор в виде головы волка. (волк – Бозкурт являлся проводником Тенгри на Земле. Вождь волчьей стаи считался символом могучей силы). В руке Тенгри держит золотой посох. Это символизирует то, что он верховный и могущественный бог, он вездесущ. По легенде Тенгри разделил этим посохом мироздание на три части: Небесный мир, Земной мир и Подземный мир. В описаниях его часто изображали на коне. В верхнем углу картины изображены соединенные солнце, луна и звезды, какбы показывая, что он и есть Вселенная. Бир Тенгри в переводе означает единственный Тенгри. Бог небес, поэтому его часто представляли небесно-голубого цвета. Для создания данной картины художница использовала следующие материалы: холст и акриловые краски. При детальном рассмотрении картины и погружении в неё, зритель начинает чувствовать метафизические явления: сияние света, колебания воздуха, одежды. Автор картины выбрала черный фон, так как это её стиль создания произведений, художественный язык, в котором соединились две техники – графика и живопись. Использованы методы дегетативной графики с монохромными оттенками. 

Рахимбердиева Назым Яхияевна родилась в г. Алматы 23 января 1993года. С детства проявился талант художника, была увлечена музыкой и художественным творчеством. Родители поощряли талант дочери. Мама – музыкант, окончила Алматинскую музыкальную школу им.Жубанова для одаренных детей, а затем Педагогический институт. Отец – педагог хореографии, окончил Алматинское Хореографическое училище им.Селезнева и Педагогический институт. Всё это способствовало тому, что Назым в возрасте 15 лет, после окончания 9 класса решила поступить в Алматинский колледж прикладных искусств им. О. Тансыкбаева по специальности Дизайн одежды, где в последующем получила достойное фундаментальное образование в сфере живописи и дизайна одежды. Поступив в данное учреждение Назым понимала, что вокруг много талантливых и творческих людей, и вскоре подружилась с креативными людьми которые дали много пищи для размышления о будущем. Вот как об этом рассказывает сама Назым: «Учась в колледже, у меня родилась мечта…… Сделать этот мир краше. Со временем, в процессе учёбы мои способности улучшались и я поняла, что 90% это труд или же 10% это талант. Каждый может развить в себе талант посредством усердия и труда. Ничего легко не дается. В колледже А.К.Д.П.И меня научили не только писать картины, но также шить и кроить, создавать дизайн одежды и строить композицию. Также, мне очень нравился предмет История искусств, где я впервые заинтересовалась темой Тенгрианства в казахской культуре. Моя дипломная работа была посвящена американской культуре, под названием ”Золотой век Джаза” на которую меня вдохновила книга “Френсис Скотт Фицджеральда” под названием “Великий Гэтсби”. Тогда еще не было в прокате фильма с участием Леонардо Ди Каприо. И я выстраивала каждую модель своих платьев у себя в голове ведь при чтении этой книги я будто оказалась в той эпохе. Поэтому мне так легко удалось воплотить эти образы в реальном мире. Моя коллекция была признана одной из лучших дипломных работ, что и привело к тому, что у меня взяли интервью корреспонденты из Республиканской газеты «Экспресс-К», где я поделилась своими мыслями и идеями об Америке того периода. После окончания колледжа у меня был непростой выбор о дальнейшем профессиональном образовании. Было очень много вариантов учёбы, но я хотела выбрать самый лучший университет в профессиональном плане, так как к образованию я всегда относилась очень серьёзно, следуя примеру моих родителей. Мой выбор остановился на престижном университете в г. Куала-Лумпур (Малайзия), Taylor’s University. Факультет Графического Дизайна. И началась новая глава моей жизни..

Жер-Су –
в буквальном переводе Земля-Вода.
Богиня всего живого на земле, богиня земли, воды и плодородия.

Образ родины, Жер-Су красивая женщина богиня плодородия обитала в горах и возле рек. Она и есть земля и вода, она воспевает Тенгри. Вокруг нее зеленое свечение. Цвет земли и растений. Преобладают стихии земли и воды. В правой руке держит тенгрийский барабан в виде солнечного диска. При рассмотрении картины с разных ракурсов, можно увидеть эффекты 3Д. Это новый тренд в живописи. При создании картины использована новая технология качества цветопередачи. Зритель может увидеть брызги воды и колебания ветра, метафизические явления. Такая техника является уникальной авторской разработкой художницы.

IMG_5836

Кун Жан
(буквальные перевод Душа Солнца)
тотемное животное, беркут, дух предка семьи или рода.

Летит высоко над горами, реками, крылья расправлены, дух высоты. Дух чести. Аура золотого цвета. Этим показано родство с Тенгри. Композиционно расположен ближе к левой стороне. Использованы техники графики и традиционной живописи. Приёмы передачи цветового пространства и цветовых профилей. Цветовая палитра черный, белый, серый, синий, золотой, желтый.

Алгыс
обряд почитания Тенгри шаманом.

Шаман танцует возле костра, в одной руке держит тенгрийский барабан, одну руку приподнял как бы восхваляя огонь и Тенгри. Почитая и отдавая честь Тенгри. Преобладает стихия огня и ветра. Композиционно расположен с правой стороны. Использованы гибридные техники графического дизайна и традиционной живописи, а также технологии нанесения различных фильтров, технологии трансформации слоёв и авторские наработки в области эффектов 3Д. Цветовая палитра: черный, белый, серый, красный, оранжевый, золотой, желтый.

Бозкурт
незаменимый воитель, вождь, выводивший тюрков на путь боевых побед.
Дух силы и помощник Тенгри хана, его проводник на Земле.

Волк с синей шерстью, и синими глазами. У тюркских кочевников волк считался духом победы, который приносит удачу перед боевыми действиями. На лбу у него знак шанырака который показывает его принадлежность к великому Тенгри. Своим духом и присутствием придавал воинам тюркских кочевников силу и храбрость на поле боя. Аура небесно-голубого цвета, как у Тенгри, передаёт родство этих двух божеств. Данный персонаж композиционно расположен по центру картины. Использованы современные технологии генерации фоновых шумов заданного типа, различные эффекты кистей, а также гибридные технологии графики и живописи. Цветовая палитра: черный, белый, серый, голубой, синий, золотой.

Ульген
творец земного начала.

Могущественный старец с белой бородой и волосами до плеч, на фоне березового леса. Взгляд направлен в небо, в руке у него тенгрийская палка как посох, руки приподняты как бы восхваляя великого Тенгри. Он является братом Жергелика (духа подземного мира). Ульген это Добрый и светлый дух. Композиционно расположен по центру. Использованы техники дигитативной графики и живописи. С помощью новых технологий в живописи, художница достигает эффекта объемности изображения. Цветовая палитра черный, белый, серый, зеленый, ментоловый, золотой.

Умай
Верховная Богиня всей Земли. Высокопочитаемое женское божество, доброжелательный дух, покровительница детей и рожениц.

Мать всех людей и природы, от нее исходит приятное светлое как золотой луч – сияние, так как она добра и нежна. Стоит на земле босоногая в густой чаше леса, красивая и беременная. С нарисованным на пупке знаком Шанырак, что означает - начало всего. Своими руками оберегает ребенка, как будто она оберегает всю Вселенную. Слияние четырёх стихий – Земля, огонь, воздух и вода. В этой картине автор использовала такие художественные приёмы как Отблеск теней, игра с красками, со светом. Картина является порталом в другой мир, который увлекает фантазии зрителей. Основная Палитра использованных цветов: золотой, белый, черный, зелёный.

Дерево мира
соединяющее три мира -верхний, средний и нижний

В тенгризме существует три мира – небесный, земной, и подземный. На картине изображено дерево которое как бы соединяет все эти три мира. В небесном мире обитают светлые духи - изображено солнце, луна и звезды. В земном мире обитают люди и животные. В подземном мире обитали злые духи, нечести. В картине изображено как у корня дерева вьется огромный змей из подземного мира. Также, три времени слились в одно во Вселенной – прошлое, настоящее и будущее. Композиционно дерево расположено по центру. Справа изображен человек, тело которого олицетворяет три мира Бас, Кеуде, Аяк. (Голова, Торс, Ноги). Пояс соединял эти миры. Если вы обратите внимание, то на всех картинах Назым изобразила тело человека с поясом. Использованы техники графики и живописи. Цветовая палитра черный, белый, серый, золотой.

Су иесы
(дух воды).

Подобно древнегреческому Посейдону, только в Тенгрийском мире. Царь рек, озер и морей. Он сидит на поверхности воды, на фоне высоких волн и брызг, как бы управляя водой. Картина пробуждает у зрителя мыслительные образы и процессы. Композиционно расположен по центру. Использованы техники традиционной живописи и гибридные технологии графического дизайна. Также использованы прогрессивные и высокотехнологичные художественные возможности такие как: работа со слоями и нанесение текстур на различные участки картины, применены авторские разработки - эффекты 3Д. Цветовая палитра: черный, белый, серый, голубой, бирюзовый, ментоловый, синий.

Кун иесы
(дух солнца)

Светлый дух обитавший в небесной зоне, мужчина в виде солнца. Руки расправлены, как бы обнимая нашу Вселенную. Можно сказать, что Кун иесы - дух света и озарения. Преобладает стихия огня. Композиционно расположен по центру. Использованы техники графики и живописи, 3Д. Несмотря на свой молодой возраст, автор отлично справляется с поставленными задачами. Сначала она рисует набросок, эскиз на полотне в графическом стиле, а уже после, постепенно начинает писать полноценный образ, играя мазками и штрихами, используя традиционный стиль. Цветовая палитра черный, белый, серый, оранжевый, красный, желтый, золотой.

Тенгри сенім

Изображено лицо мужчины с рисунком знака Тенгри на лбу красного цвета, эта картина показывает мощный дух последователя веры, его эмоциональный настрой. В этой картине автор хотела передать очертания обличия предков, силу воли и характера, силу духа, благодаря вере в Тенгри. Композиционно объект занимает всё полотно картины. Использованы техники традиционной живописи с использованием современных технологий передачи оттенков цветов и текстур; структуры линий графики и живописи для придания эффекта 3Д. Цветовая палитра черный, белый, серый, зеленый, ментоловый, золотой, красный, оранжевый.

Тенгрианский календарь
(вечный круговорот мушеля)

Изображение 12-летнего цикла, каждый год которого обозначает тотемное животное, это сложный циклический календарь, который помогал тюрко-монгольским кочевникам евразийских степей. Тенгрианский календарь (мушель) был основой для кочевой цивилизации казахов. Они говорили: «Время распределяет Тенгри...» Кочевники использовали этот сложный календарь, чтобы выжить в суровых и изменчивых условиях резко континентального климата Центральной Азии. Он был необходимой основой, регулирующей хозяйственно-экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь, а также ритм личной жизни индивида – словом, все стороны жизни кочевого общества. Животный календарь выполнял эти функции благодаря лежащему в его основе глубокому изучению Космоса и его влияния на земную жизнь. Он был известен каждому, потому что принадлежал Традиции, или Истинному Знанию, которое обеспечило жизнеспособность кочевых племен и народов, культур и цивилизаций Центральной Азии. Каждый год символизирует один из первоэлементов тенгрианской философии: огонь, земля, воздух, вода. Использованы техники графики и живописи. Картина вызывает ассоциативный ряд у зрителя. Прошлое, настоящее, будущее находятся в одной плоскости и переходят друг в друга. Цветовая палитра: черный, хром, белый, серый, золотой.

Жергилик и Ульген
(вечное сопротивление добра и зла)

Жергилик и Ульген стоят друг напротив друга, в боевой стойке. Готовясь к поединку. Мир тенгри так описывал противостояние добрых сил и злых чар. Показана дуальность бытия. Композиционно персонажи расположены с двух сторон картины. Использованы гибридные технологии графики и живописи, нанесения текстурных слоёв на полотно картины. Цветовая палитра черный, белый, серый, зеленый, ментоловый, золотой, красный, оранжевый, бордовый.

Баксы
(целительница-шаман)

Старая почтенная женщина играет на кобызе, входя в транс, восседает на вершине горы. Баксы считались проводниками между этим и иным миром, они могли лечить болезни и недуги людей, а также рассказывать о прошлом и будущем человека. Баксы в мире тенгри считались подобно предсказателям будущего или судьбы определенных людей, они были связаны с высшими силами. Например, в Древней Греции музыкантов причисляли к сонму богов. Так как музыка всегда считалась явлением свыше. Сдвоенные чаши резонатора кобыза и его форма отражают тенгрианское мировоззрение создателей кобыза, - в этой форме нашли отражение рассвет и закат, солнце и луна, а в двух струнах - верх и низ мироздания. Композиционно расположена с правой стороны. Использованы техники графики и живописи. Автору невероятно удалось передать звучание музыки, зритель смотря на эту картину невольно представляет и слышит музыку. Для того, чтобы добиться такого эффекта художница использовала новые технологии распределения композиционного пространства. Цветовая палитра: черный, белый, серый, фиолетовый, золотой.

Жергилик (дух подземного мира)

Надменный гордый старик, с красными глазами и белыми рогами, с бородой и длинными волосами. Руки как у монстра с когтями. В одной руке посох, такой же как у Ульгена только с красным концом. Посох ярости и злости, Жергилик является братом Ульгена. Злой дух нечести, обмана плохой энергетики. Является темным отражением брата Ульгена. Композиционно расположен по центру. Использованы современные гибридные технологии, техники слияния графики и живописи. Цветовая палитра: черный, белый, серый, красный, оранжевый, золотой.