Tengrism.kz

Qaganly

Курсы (уроки) по изучению тюркской письменности (руны)

Дамы и господа! 

Если вы хотели бы узнать:

  • Была ли у предков современных тюркских народов (казахов, татар, уйгур, кыргызов, узбеков, башкир, турков, азербайджанцев, ногайцев, туркмен, алтайцев, телеутов, хакасов)  своя письменность? 
  • Какой именно письменностью пользовались Томирис, Атилла или  Чингисхан?
  • Что такое руны? Для чего они нужны?
  • Есть ли связь между тюркскими и германскими, кельтскими, славянскими рунами?
  • С чего начать изучение?

Приглашаем всех желающих на курсы (уроки) по изучению тюркской письменности (руны), которые для вас будут преподавать разработчики  проекта «Kaganica», приложения с поддержкой алфавита  на основе древнетюркских рун под современные тюркские языки —   Хабибрахманов  Альберт Шамильевич (Республика Татарстан)  и Еспенбетов Ерлан Уразбекович  (Республика Казахстан).

Для записи на курсы необходимо связаться с нами:

Уроки в Республике Казахстан (Алматы) Ерлан Еспенбетов   kaztengrism@gmail.com

Уроки в РФ (Татарстан и Приволжский Федеральный Округ) — Альберт Хабибрахманов  idel_ra@mail.ru

 

Руническое письмо

Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук. Руны имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного кириллического или латинского письма.

Руническое письмо допускает следование знаков как слева направо, так и справа налево. При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный вид, а при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл – при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.

Слово руна происходит от древнескандинавского корня, означающего «тайна». И название это дано не современными учеными, до сих пор не раскрывшими загадку происхождения рунических письмен, а древними германцами, приписывавшими знакам магическую силу.

Рунические надписи находят в самых различных частях Западной Европы и Азии. Эти надписи имеются в Англии, Шотландии, Норвегии, Исландии, Германии, Франции, Австрии, Греции, Румынии, на острове Березань в Черном море, России, Казахстане, Украине, Монголии и т.д..  Руны вырезались на самых различных предметах, высекались на камне, чеканились на металле. До нашего времени дошли рунические надписи и календари, вырезанные на палках в виде меча или посоха, молитвенники и обращения к языческим богам, магические заклинания и имена владельцев оружия или украшений, запечатленные знаками рун.

Руны – это вид письменности, по форме и происхождению отличный от известных алфавитов Европы и Азии. Корень слова «руны» встречается в словах германских языков, имея общее значение: шепот, шептать, тайна, секрет, тайный совет. Отсюда большинство исследователей делает вывод, что руны хранились в общем духовном наследии германских, тюркских, славянских, кельтских  народов и были связаны с некоей тайной устной традицией, которая передавала смысл, а не только звучание и начертание этих знаков. Современное английское слово «писать» — to write – родственно древнеанглийскому слову “writan” – «вырезать, высекать». И мы до сих пор можем наблюдать высеченные на камнях руны (теперь уже в музеях). Происхождение рун у скандинавов, тюрков считалось божественным. 

Руны  были неразрывно связаны с поэзией, в том числе и магической поэзией стихов – заклятий. 

С большой вероятностью можно предположить, что руны Старшего Футарка первоначально были магической системой. Но наряду с магическими целями , под влиянием существующих алфавитов других народов, эти руны стали в какой-то момент следовать целям информативного характера. Не было смысла скандинавам изобретать совсем уж новый алфавит для письменных занятий, и они использовали уже имеющиеся знаки. Таким образом, руны из смысловых, когда каждый знак обозначал некое понятие , стали буквенными: знак стал буквой и отдельным звуком. Наиболее понятными для современных исследователей становятся именно «буквенные» записи. Исконные названия этих самых смысловых рун – неизвестны. И современные названия рун это результат изысканий лингвистов и упрощения этих названий в среде эзотерических рунологов. 

Руническое Возрождение Магическое использование рун с приходом авраамических религий подверглось осуждению и забвению.  В наше время любители оккультных изысканий и приверженцы неоязычества уже хорошо знакомы с рунами. Книги о рунах пишут популяризаторы — журналисты, ученые  и идеологи возрождения «северной Веры» и Тенгрианства. Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты и талисманы, иногда пытаются использовать руны для изменения реальности, влияния на существующий ход вещей. Совершенно очевидно, что для постижения логики и смысла древних надписей, необходимо понимать, насколько это вообще возможно, мировосприятие тех людей и того времени. Но для того, чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо трансформировать или находить новые оттенки смысла самих знаков. Так возникает новый смысл древних рун, реальный для нас и современного мира. И руны по-прежнему выражают определенные принципы мироздания и мы можем по-своему описать и исследовать многие аспекты и стороны окружающей нас реальности.

Древнетюркская письменность

Существует общее определение памятников древнетюркской письменности как обширного корпуса текстов, написанных рунической, уйгурской, согдийской, манихейской, сирийской, тибетской и арабоглифической письменностью, а также письмом брахми. В более узком смысле под древнетюркскими памятниками понимаются только рунические тексты. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. 

Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Собранные материалы и сведения о памятниках, впоследствии получивших обозначения Е-32 и Е-37, были опубликованы в 1729 г. З. Байером в «Записках Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге» и в 1730 г. Ф.И. фон Страленбергом.

Знаменитое открытие орхонских надписей в Монголии Н.М. Ядринцевым в 1889 г. ввело в научный оборот объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский филолог В. Томсен дешифровал руническое письмо. Уже в следующем году В.В. Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя кроме своих материалов данные финских экспедиций — переводы 40 енисейских надписей.

За последующие полвека кропотливая работа по поиску и публикации памятников енисейской рунической письменности, а также вновь приобретенные методы исследований, сделали возможным большое научное достижение — в 1951-52 гг. С.Е. Малов публикует тексты орхонских и енисейских памятников.

Древнетюркский рунический алфавит состоял первоначально из 37 или 38 знаков геометризированных очертаний и  был хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. Большая часть согласных знаков имела два варианта начертания, в зависимости от того, с каким гласным (переднего или заднего ряда) этот согласный употреблялся.

Тюркский алфавит использовался долгое время всеми древнетюркскими племенами. Достаточно отметить, что на огромной территории от Западной Сибири до Восточной Европы и в Закавказье по сей день встречаются многочисленные исторические памятники с надписями на тюркском алфавите. Различные виды надписей, выбитые на камне, надписи на керамике, наскальные просветительские надписи и т.д. позволяют сказать о весьма широком для кочевой культуры тюрков распространении письменности. В исследуемых надписях строго соблюдаются правописания знаков (звуков). Почти все гласные в языке древнетюркских памятников произносятся только кратко. В нем отсутствуют долгие гласные. Долгие гласные — новое явление в современных тюркских языках, и в каждом из них они развивались своим путем. Гармония гласных является одной из характерных особенностей тюркских языков, состоящей в том, что гласные корни видоизменяются определенным образом. Незначительное число гласных в алфавите давало возможность для унификации его для всех диалектов: и тюркских и монгольских народов и племен, живущих на территории Великого тюркского каганата.

Записи на орхонских каменных книгах — памятниках мировой культуры VI-VIII вв. — поражают величием духа, мощью слова, концентрацией сил космоса в сечи кровавой, гулом битв и сражений предков, призывом к миру и добру, плачем, скорбью над погибшими героями во имя благоденствия народа.

Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении.

Тюркские народы

На сегодняшний день в мире около 250-300 миллионов представителей тюркских народов и носителей примерно 40 языков, входящих в так называемую тюркскую языковую группу Алтайской семьи. До XII века практически все кочевые народы от Восточной Европы до Тихого Океана для записей использовали тюркские руны, но постепенно они начали переходить на согдийскую, арабскую, еврейскую письменности, латиницу и кириллицу и утратили важную часть своей культурной самобытности.

Руны на надписях

Хотите удивить своих друзей  новой стилизованной надписью?

Если да, то мы предлагаем Вам использование  элементов древнетюркской письменности с помощью приложения Kaganica, которая в первую очередь  ориентирована на тюркские страны и регионы мира  (это может существенно увеличить продажи Вашей продукции)

*** В качестве примера были взяты логотипы компании Coca-Cola и Pepsi

Примеры стилизованной под древнетюркские руны
надписи известных брендов

Записаться на курсы тюркской письменности (Алматы, Казахстан)

Записаться на курсы тюркской письменности ( Казань, Татарстан)