Tengrism.kz

Казахские орнаменты

Казахский орнамент — важная часть культуры народа, который долго вел кочевой образ жизни.   Он был не только украшением немногих, самых необходимых предметов быта кочевников, в его элементах —  отголоски древних верований, представлений о мире, главные ценности людей, живших тысячи лет назад. Предлагаю вам иллюстрированный рассказ о разных видах орнамента: геометрическом, космогоническом, зооморфном, растительном, о символике цвета. 

Сегодня мы смотрим на эти рога, ромбы, круги просто как на украшение предметов нашей повседневной жизни. В наши дни язык орнамента почти утрачен, ученым лишь в малой степени удается восстановить значение его элементов. И, что интересно: одни и те же мотивы встречаются у народов, живших за тысячи километров друг от друга. Что это значит?

Зооморфный орнамент

 

Самый распространенный элемент зооморфного  казахского орнамента —  мүйіз, рога. Сегодня забавно читать, что рога у самых разных народов: египтян, германцев, шумеров, — да почти у всех были знаком могущества. Шлемы с рогами носили цари, и когда Александр Македонский пришел в Азию в рогатом шлеме, все сразу решили, что он — бог. Так что быть рогоносцем было почетно. Вот только некоторые знаменитые рогачи.

 

 

Кстати, обратите внимание, у Зевса бараньи рога. А если вспомнить, зачем аргонавты плавали в Колхиду — за золотым руном, бараньей шкурой. Так что баранов почитали не только кочевники. Но вернемся к рогам. В Берельских курганах на Алтае были захоронены кони в масках с рогами. А ведь кони сами по себе были самыми почитаемыми животными у степняков. И тулпар, крылатый конь, на шапке «Золотого человека» тоже с рогами.

 

Орнаментальный мотив «бараньи рога» — қошқар мүйіз украшает и юрты, и городские жилища, одежду и посуду. Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур. Когда-то это было пожеланием богатства, потому что именно символом земного благополучия считался баран.

Кроме барана, символом благополучия в «среднем», земном мире был верблюд. Поэтому элементы, связанные с ним, встречаются нередко.





Есть традиция украшать одежду мужчины, который отправляется в путь узором «След верблюда».

 

 

Я назвала только несколько элементов зооморфного казахского орнамента. На самом деле, одних только вариантов  мүйіз есть несколько: сломанные рога, ветвистые рога, оленьи рога и т д. А есть еще другие элементы, связанные с частями тела: птичий клюв — кус тумсык, позвоночник — омыртка, роговидный завиток — откiзбе.

Если человек желал кому-то счастья, свободы, то дарил подарок со знаками «кусмурын» (птичий клюв), «кусканат» (птичье крыло). Если девушка, выйдя замуж, присылала родителями подарок, украшенный узором «птичий клюв», это значило, что в новом доме ей хорошо. Ит куйрык — собачий хвост — им украшали мебель, вход в жилища, в соответствии со своим названием он выполнял охранные функции. Говорят, он и дружбу символизировал: известно же, собака — верный друг. А если  рога «скрестить», получится элемент «крестовина«, по-казахски — «төртқұлақ«, он символизирует четыре стороны света, степной вариант креста, одного из самых распространенных и древних символов. Одним из самых древних орнаментов является орнамент «9 холмов» Его находили на изделиях  карлуков, народе, первые сведения о котором восходят к V веку. Он , в частности украшает и  купол мавзолея Айша-биби.

Часто крестовины на коврах вписаны в ромбы, которые не только у казахов, но и многих народов связывались с женским началом, плодородием. 

Геометрический орнамент

Тенгрианский равнозначный крест

 

 

Но ромб, крест, а еще круг, треугольник — это уже элементы геометрического орнамента, самого древнего,  геометрические фигуры находят на предметах каменного века.  Они встречается у разных народов, разделенных тысячами километров. Вот крест и ромб в прикладном искусстве разных народов.

Примеры изображения Тенгрианского креста
на тамгах (танба) некоторых казахских родов, таких как:

Круг

Ромбы здесь сочетаются не только с крестами, но и со свастикой.  Для нас это эмблема фашистов, но они, считая себя арийцами, взяли ее у индусов, предками которых были древние арии. Я прочла, что этот элемент возник в эпоху неолита, свастика была распространена и в Азии, и на Кавказе, в Греции, даже в Америке ее находят среди предметов государства Майя. Говорят, Млечный Путь, напоминает свастику. Она включает в себя идею четырёх сторон света и отражает вращательное движение мира вокруг мировой оси.  Ну вот, у них — свастика, а у нас — крестовина. Крест — один из самых древних символов, но, наверное, самый древний — круг, который родился из поклонения солнцу. Сколько всего круглого создали разные народы!

Вы скажете, что круг — это просто красиво. Но, может, потому круг нам и нравится, что тысячелетия его признавали изображением совершенства, божества. Кстати, и древние строения делали в форме круга. Например, Стоунхендж или древний город Аркаим, который был открыт в середине прошлого века в Челябинской области был тоже круглым.


Если круг люди могли увидеть, то остальные фигуры пришлось придумывать. Почему треугольник тоже стал оберегом, можно гадать. Но все мистики от индийских браминов, египетских и иудейских жрецов до масонов придавали ему особый смысл. Для любой религии число 3 имеет особое значение. Еще древние тюрки верили, что мир состоит из 3 частей: верхнего среднего и подземного. Во времени число 3 присутствует в виде прошлого, настоящего и будущего. Любопытно, что в легендах о Коркыте говорится, что мать носила его 3 года и 9 дней. Опять тройка.

А вот современные казахские треугольные тумары, амулеты.
Сегодня них часто вставляют цитаты из Корана.

Космогонический орнамент

Если говорить об элементах космогонического орнамента, то они отражали представления древних людей о космосе. Я уже упоминала о круге, элементе, явно связанном с поклонением солнцу. Элемент спираль известен еще со времен палеолита.

Спираль в орнаменте.jpg

Древние люди могли видеть, что водовороты образуют спиральи домик улитки тоже. Сегодня мы знаем, что ДНК, тоже имеет форму спирали. Если взять у нас отпечатки пальцев, получится спираль, у всех разная. Да и наша галактика тоже спиралевидная. Этот элемент орнамента встречается у древних египтян, индусов, скандинавов, то есть у народов, которые жили так далеко друг от друга, что не могли заимствовать элементы орнамента друг у друга.

У казахов  спираль называется еще«шимай» , она символизирует со времен древних саков мировое пространство и вечное движение. Смотрите, и у солнцеголового человека голова не круг, а скорее спираль.

Древние народы поклонялись и луне, причем, лунные культы  были не менее распространены, чем солнечные. Не зря многие важные праздники  христиан, мусульман, иудаистов  привязаны именно к фазам луны (пасха, рамадан). Говорят, у славян в свадебных обрядах солнце символизировало женское начало, а месяц — мужское.  Хотя, с другой стороны, амулет «лунница» дарили девочке, чтоб она росла здоровой и красивой. Древние кочевники, предки казахов, считали луну хозяйкой вселенной. И в то же время луна внушала опасения. До сих пор считается, что окна должны быть плотно занавешены, чтобы лунный свет не падал на человека, это дурная примета.  Разные народы видели на луне изображения земных объектов. Китайцы видели зайца, не случайно их луноход получил название «Нефритовый заяц» . А казахи — старуху. Существовало поверье, что если  человек будет долго смотреть на луну, то старуха сосчитает  его ресницы, и он умрет. Чтоб предотвратить эту беду, надо, не сходя с места, сорвать пучок травы и дома бросить в огонь.  Элементы «ай гуль» — «лунный цветок», «айшик гуль» —  полумесяц — одни из древнейших в казахском орнаменте.

То, что звезды — далекие солнца, древние народы не знали, но  верили, что эти маленькие точки влияют на их жизнь. По тюркским легендам, когда Тенгри увидел, что небесный свод обрушился и придавил землю, он подпер его своим железным посохом. В точке, где посох Тенгри уперся в небо, находится звезда Темир казык — так зовут Полярную звезду, неподвижную точку на небе, по которой ориентируются путники. А еще считали, что не родившиеся души живут на Венере. Эта планета, Шолпан, была важна для кочевников еще и потому, что пастухи по ней ориентировались во времени: взошла звезда — можно гнать стада домой, поэтому ее звали «пастушеская звезда». Впрочем, древние изображения звезд скорее всего имеют земное происхождение.

Говорят, еще шумеры начали изображать пятиконечную звезду, в их клинописных значках она означала угол или маленькую комнату. Греки, ученики великого Пифагора, считали пентаграмму совершенной фигурой, а еще — символом здоровья. В мусульманском орнаменте пятиконечная звезда —  напоминание о пяти заповедях ислама. 

А были еще звезды шестиконечные — их почитали египтяне и другие древние народы, восьмиугольные, трехлучевые — «всевидящее око», четырехлучевые. Словом, знак звезды у всех народов был одним из важнейших. Ну и в рукоделиях как западных, так и восточных народов, звезда занимает центральное место.

Растительный орнамент

 

У  разных элементов орнамента были свои функции: одни вырезали на деревянных изделиях, другие нашивали на одежду, расписывали посуду. Узоры жапырак — листья, уш жапырак — трилистники,  гуль — цветок вышивали гладью, ими украшали одежду и головные уборы. Узоры агаш — древо встречаются в оформлении мавзолеев. Вообще этот элемент восходит к  мифу о мировом дереве, который есть почти у всех народов. Такое дерево, по тюркским преданиям, росло на самой высокой горе Алтая. Оно называлось Байтерек.  Дерево с сидящими на нем птицами мы видим и на шапке Золотого человека.

Цвета казахского орнамента

Если же говорить о красках казахского орнамента, то самые распространенные — черный, белый, красный. В этом нет ничего удивительного: именно эти краски научились использовать еще люди палеолита, получая черный — из угля, белый из извести, красный из обожженной охры, из нее же получался желтый цвет, только тогда камни гидрата окиси железа не надо было обжигать. Ученые говорят, что древние люди считали: красная охра — кровь древнего гиганта-прародителя людей. Предполагают, что слово Адам восходит к слову «Едом» — «красный». Многие народы считали этот цвет целебным. В древности верили, что этот цвет отпугивает злых духов, поэтому двери домов красили этой краской.  Кстати, археологи говорят, что самым древние камнем-талисманом был гранат, а он красный.  Именно этот цвет является самым распространенным в казахском орнаменте.  Как и у других народов это цвет силы, солнца. Впрочем, если судить по казахским пословицам, он имеет еще одно значение: молодой. Говорят, над юртой, где родился верблюжонок, поднимали красный флаг. А еще красным цветом обозначался юг.

Север же обозначался черным.  Черным цветом окрашено у большинства народов то, что вызывает отрицательные эмоции: зло, печаль, смерть. Впрочем, философы говорили о нем как символе непознаваемости Бога. Мусульмане говорили, что черный — цвет чернил Аллаха, которыми написан Коран. Но при всем том, у всех народов этот цвет активно включен в орнамент. Конечно, у казахов это тоже цвет траура, но этнографы считают, что есть еще одно значение: священный. Так, со словом шанырак порой употребляют «черный», что означает «священный», шанырак большой семьи. А, может, черный цвет важен в орнаменте, потому что придает яркость узору, выгодно оттеняя красный и белый?

Белый цвет у всех степных народов считался священным, матерью всех прочих. Он олицетворяет собой счастье и благополучие, чистоту и благородство, честность и добро, почет и высокое положение в обществе. Не зря же степных аристократов всегда звали «белая кость».

Синяя краска появилась гораздо позднее красной и черной. Ее научились получать из лазурита египтяне. Это был очень дорогой минерал, поэтому особенно ценился. В гробницах Египта и Месопотамии ученые находили великолепные предметы из золота и лазурита. Но у большинства народов Азии и Европы синий цвет связан с тоскливым, печальным настроением. Впрочем, на Ближнем Востоке он ассоциируется с небом, водой. У тюркских народов этот цвет был символом Тенгри. Словом «көк»обозначают и цвет, и Бога, и масть лошади, и понятие воли, свободы. Кстати, древние тюрки назывались көк-тюрки, что значит небесные. Эта краска применялась для обозначения востока.

Казахский орнамент в архитектуре

В украшении архитектурных сооружений орнаментом  соединились как казахские традиции, так и традиции ислама. Мавзолей Айша-биби, который датируется XII веком сплошь покрыт терракотовыми плитками, украшенными разными мотивами орнамента. Это и растительные, и зооморфные элементы. Считается, что здесь около 60 разных элементов. Если мы посмотрим только на один фрагмент  мавзолея, то легко найдем и самый известный  казахский элемент «кошкар муйиз», и «төртқұлақ» — крестовину, в них вписаны растительные элементы: ушжапырак, гуль — цветок. Есть здесь и восьмиугольная звезда, элемент, характерный для ислама. 

В облицовке мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи использована глазурованная плитка, покрытая характерными для мусульманской культуры видами орнамента: гирих — геометрический и ислими — растительный.

***Примечание: данная статья взята из личного блога Натальи Тележинской