Жетысу (Жер Су) - центр тюркской цивилизации

Большинство ученых изучая историю кочевых народов считают, что прародиной тюрков является Алтай. Однако мы, специалисты некоммерческой организации «Turk Tengri Club» – интеллектуального клуба по изучению тюркской письменности, истории, культуры, генеалогии, мифологии и казахского языка из г. Алматы Алиаскаров Галымжан (кандидат географических наук, специалист по топонимике) и Ерлан Еспенбетов (эксперт по древнетюркской письменности и шежире), проанализировав все имеющиеся на сегодняшний день сведения, пришли к выводу, что скорее всего историческим и культурным «ядром» тюркской цивилизации является Жетысу — географическая область от Юго-Восточного Казахстана, Северного Кыргызстана, Западного Синьцзяня и до Восточной части современного Узбекистана. На его территории было раскопано около 2 000 курганов.

Дело в том, что если обратить внимание на суровый климат Алтая и связанный с этим фактором небольшое количество жителей региона, а также, что и главные ветки Великого Шелкового Пути проходили намного южнее, можно смело утверждать, что даже по экономико-географическим факторам его территория никак не могла быть центром одной из крупнейщих империй в истории человечества.

К примеру, именно на территории Жетысу располагались практически все главные города:
- Чигу-чен – столица древнейшего царства Уйсунов (которое является одним из первых государственных образований в Центральной Азии ( III-II век до н.э.);
- Канка – центр государства Кангюев (Канглы);
- Суяб – столица не только Тюркского, но и Западно-Тюркского, Тургешского, Карлукского каганатов;
- Баласагун – государства Караханидов;
- Алмалык – главный город Чагатайского улуса и Могулистана.


Внимательнее изучив древнетюркские памятники и упомянутых там названий местностей, племен, мы полагаем, что основатели Великого Тюркского Каганата из Династии Ашина являются прямыми потомками не только гуннов (сюнну), но и древнейшей конфедерации племен Великой Степи – Уйсуней.
Большинство же исследователей: Х. В. Хауссиг, А. Н. Бернштам,, Д. Г. Савинов, С. П. Гущин, Рона-Таш выдвигали гипотезу о сако-усуньском происхождении Ашина. Более того, казахстанский тюрколог и китаист Ю.А. Зуев, основываясь на сведениях китайских летописей, отождествлял усуней с гуннами (сюнну) и Ашинами, а также высказывал предположение, что «усуньский путь» был самым ранним направлением «распространения тюркского массива на запад». В подтверждение данной гипотезы, мы хотели бы отметить 3 фактора:
- Легенда о происхождении родоначальника династии Ашина (в ней сообщается, что после нападения на царскую семью предков тюрков, враги практически перебили их большую часть, оставив лишь малолетнего принца в степи на съедение диким зверям. Однако, волчица не только вскормила, но и вырастила мальчика, позже ставшего правителем и от него произошло 10 родов), практически как 2 капли воды повторяет легендарный сюжет о чудесном спасении волчицей и вороном Уйсунского царевича, записанный еще во II веке до н.э. китайскими историками.


2. Название «Ашина» не встречается в тюркских памятниках, однако оно скорее всего является неправильной китайской калькой-переводом связанной с древними Уйсунями (Ашина – Ушина – Асина –Усина).

3. Сам термин «Уйсун (каз.Үйсін)» имеет множество значений на древнетюркском языке:
- Уйсун — это закон, кодекс, общепринятое правило, обычай, традиция, пристойность, порядок совершения какой-либо церемонии. В калмыкском и монгольском языках до сих пор слово «Йосн» имеет идентичное значение и от этого слова произошла калька «Яса». Человека, который соблюдает законы предков называют «Йосн зал».
- Уйсун — (досл. с древнетюрк. «Пусть соединяет») – титул, символизирующий объединение, союз. Происходит от корня Үю – собирать, складывать (вместе, в кучу).
- Также Үйсін – это скопление, сборище тюркских родовых знаков (тамга).
К большому сожалению, в сегодняшней казахстанской и мировой историографии под термином Үйсін понимается лишь общее самоназвание союза родов, составивших ядро Старшего Жуза: «Сары Үйсін» (Түргес), «Жалайыр», «Қаңлы», «Шанышқылы» (Қатаған), «Сіргелі», «Шапырашты», «Ысты», «Ошақты», «Дулат», «Албан», «Суан» и Шақшам.
Однако, если также крупные рода среднего жуза как Абақ-Керей, Бағаналы и Табын, Рамадан младшего жуза ведут свое происхождение от средневековых уйсунов (что подтверждается как идентичными тамгами, так и легендами о происхождении родов), специалисты исторического клуба уверены, что в древние Уйсуны – это предки не только всего современного казахского, но и большинства народов имеющих тюркское и монгольское происхождение. Этноним Уйсун с различными вариантами названия, зафиксирован в родоплеменных структурах ногайцев, азербайджанцев, узбеков, татар, кыргызов, каракалпаков, крымских татар, литовских татар, халха-монголов, хазарейцев, болгаров, кумыков, башкортов и желтых уйгуров. Термин «Үйсін» в древности подразумевал саму идею объединения и не обладал каким-либо этническим (родо-племенным) значением, однако со временем стал самоназванием некоторых родов, входивших в древнюю конфедерацию Уйсунских родов. Цель публикации данного факту, это попытка по-новому взглянуть на древние названия союзов и их первоначальное значение.
Жетысу - центр империи Чингисхана

Чингисхан – человек тысячелетия по версии Юнеско и конечно его жизненный путь всегда будет предметом дискуссий и политических спекуляций. Однако, если мы будем смотреть на него объективно с учетом исторических и экономико-географических фактов, то многое становится очевидным. Есть 3 аспекта:
- на каком языке говорил он и его ближайшее окружение;
- почему огромное количество племен добровольно признало его власть;
- на какой территории они проживали и проходили основные события их жизни.
На все эти вопросы у специалистов Turk Tengri Club-а есть свое собственное мнение:

- Практически все исторические памятники и документы, начиная с древнетюркского периода и далее были написаны на различных диалектах тюркских языков, даже те, которые обнаружены на территории современной Монголии. То есть, часто об якобы «монголоязычии» Чингисхана часто говорят те, у кого минимальные языковые познания. Тюркский язык, практически до начала XX века был взаимопонятным и основным лингва-франка как на территории современного Казахстана, так и на территории Южной Сибири, Поволжья, Кубани, Кавказа, Крыма, Средней Азии и Восточного Туркестана, несложно догадаться, что и территория Монголии также должна была попасть под тюркское языковое влияние. Чингисхан за какие-то 30 лет смог покорить огромное пространство и конечно без знания тюркского, ему это было бы сложно сделать.
2. Как было указано ранее, практически все столицы и политические центры тюркских каганатов располагались на территории Семиречья. Нужно также отметить, что в степи всегда знали родословную и правители тюркских каганатов из династии Ашина (западного, восточного, тургешского, хазарского и т.д.) были прямыми потомками правящих кланов Уйсунской и Гуннской (Сюнну) империй. Возьмем например рода и племена (указанные в летописях о Чингисхане и признавшие его власть): Найманы, Канлы, Кереи, Жалайыры, Уйсуны (барины), Дулаты, Меркиты, Коныраты, Кыргызы, Уйгуры, Катаганы — все эти рода в большом количестве живут на территории Жетысу и сопредельных областей. Сомневаемся, что все эти древние племена позволили бы возглавить свою империю «инородцу». Чингисхана признали верховным правителем не только из-за его лидерских качеств, но и потому, что он был прямым потомком либо Бумын либо Истеми каганов (основателей тюркского каганата). На основе имеющихся фактов, мы хотим подчеркнуть, что Чингисхан был потомков уйсунов.
3. Также интересный факт касательно подтверждения этой гипотезы: согласно древнетюркским стеллам, тюркские каганы и их потомки никогда свое государство не называли «Каганатом», более того, они всегда жили в попытке создать единую «Вечную страну» (Мәңгі/Бенгу Ел). Чингисхан, конечно же не был исключением и поэтому свою империю он также обозначил этим же термином. Разумеется, находятся дилетанты и пытаются связать термин «Монгол» с «Мынкол» (тысячи рук), но согласитесь, что все приведенные нами факты полностью это опровергают. А теперь самое интересное: именно территория Жетысу на всех исторических картах средневековья обозначена как Могулистан, что само собой является лишь иранской версией термина «Мәңгі Ел/Могул». К началу позапрошлого века, данное название «с чьей-то легкой руки» было присвоено другому историческому региону. Конечно, жители современной Монголии тоже имеют прямое отношение к Чингисхану и его армий (даже сейчас там живут те же племена и рода, что и упомянутые нами выше).

Что же касательно титула «Чингиз» — мы считаем, что оно в оригинале звучало именно как «Теңіз» (Море или даже Океан), которое символизирует в тюркской философии «величие» и «небесную чистоту». Мы вместе с коллегами доказываем, что центром как империи Чингисхана, так и ее предшественников было огромное пространство между Тенизом (озеро Балхаш) и Тәңрі тау (Тянь-Шань). По всей видимости, название самой главной водной артерии Алматинской области – реки Или связано с одним из имен Бумын кагана (Или каган – т.е. Каган из реки Или), а река Исык происходит от имени сына Бумына кагана Исыка. Между прочим в Жетысу также можно найти и такие топонимы как Бурхан, Отукен (Отеген), Турген и многое другое. Если фокусироваться на фактах, то легко обнаруживается, что территория Жетысу всегда была местом важнейших исторических событий и не случайно именно здесь, на территории Мәңгі Ел позже образовалось Казахское ханство. Не зря у казахов есть выражение – «Жер жанатты Жетысу» (Жетысу- земной рай). Сейчас большинство историков ищут ту самую «реперную точку» в Золотой Орде или Казахском Ханстве.

Однако еще Кемаль Акишев утверждал, что «этнонимы Уйшун-Уйсун, дошедшие до нащих дней, восходят к древнему этнониму и доказывают значительную роль усуней в истории края. Политическая организация, созданная усунями, является первым государственным образованием на территории Проказахстана».
Что предлагает Turk Tengri Club для популяризации
Жетысу мировой общественности?

Для развития туризма и регионального брендинга, Turk Tengri Club предлагает свою помощь не только руководству г. Алматы, Алматинской, Жетысуской, Жамбылской областей, музеев страны, Министерства Туризма и Спорта, но и страны в лице Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева.
Мы, выдвинули свои гипотезы на основе исторических фактов не только как ученые, но и как жители Алматы и граждане суверенного Казахстана. Ведь каждая область нашей страны должна развиваться в соответствии со своими природно-климатическими, ресурсными и историко-культурными особенностями. Помимо этого, мы хотим поделиться одним интересным наблюдением: у наших учащихся не только из Казахстана, но и других стран, прошедших обучение древнетюркской письменности, истории и культуры в нашем клубе, уже после первых уроков не остается никаких сомнений по поводу предоставляемых нами аргументов и фактов. Ведь они могут прочитать текст в оригинале из древнетюркских памятников и перепроверить все самостоятельно. Преподаватели нашего центра разработали свою собственную авторскую методику обучения древнетюркской письменности для начинающих за 1 (один) академический час и за время деятельности обучили свыше 5 000 человек. При поддержке не только спонсоров, но и руководства страны данное число может быть увеличено во много раз. Нашу историю надо смотреть не глазами наших соседей, а своими. Мы полагаем, что у Жетысу есть большие шансы стать главным туристическим центром в Центральной Азии, а также исторической столицей не только тюркоязычного, но и кочевого мира. В случае получения данным регионом такого статуса, у Жетысу также появится еще один дополнительный стимул не только на сохранение исторического наследия, но и защиту окружающей среды.

Мы, основатели Turk Tengri Club Алиаскаров Галымжан и Ерлан Еспенбетов, как граждане Республики Казахстан, хотели бы внести свой небольшой вклад в развитие культурного и исторического наследия, а также для популяризации нашего региона мировой научной общественности. Однако для реализации проекта в целом, помимо всесторонней поддержки, просим Вас также рассмотреть возможность:

Главный город Жетысу — Алматы является одним из крупнейших финансовых и культурных центров тюркоязычного мира. В связи с этим, основатели Turk Tengri Club хотели бы предложить руководству Республики Казахстан, Акимата г. Алматы, Алматинской области, Организации Тюркских государств и Международным организациям, рассмотреть кандидатуру города Алматы и региона Жетысу на присвоение звания «исторического центра тюркского мира»!
Жетысу – это не только достояние нашей страны, но и всего тюркского мира. Поэтому он в полной мере заслуживает данный «поэтический» статус. Также предлагаем рассмотреть регион еще и как центр возрождения тюркской рунической письменности!

Алматы – крупнейший мегаполис Казахстана, расположенный в предгорьях Заилийского Алатау. До 1997 года он был столицей государства, но до сих пор остается важнейшим торговым, культурным и туристическим центром Центрально-Азиатского региона.

Город у подножия гор






















Население

В регионе Жетысу также проживают практически 6 миллионов человек, который объединил около 130 национальностей. 60 % населения города составляют казахи, 25 % — русские. Также здесь проживают значительное количество уйгуров, корейцев, татар, узбеков, турков, азербайджанцев и многих других народностей.
Религии









Благодаря своему отличному географическому положению на Великом Шелковом пути, регион Жетысу издревле был духовным центром многих конфессий древности — Тенгрианства, Буддизма, Несторианства, Манихейства. Республика Казахстан продолжает эти традиции и также является светской страной, поэтому Конституция Республики гарантирует каждому человеку свободу совести и вероисповедания, а также запрещает любые формы дискриминации, в том числе и по конфессиональным признакам. К примеру в Алматы находятся 56 мечетей, около 70 православных и католических церквей и синагога.

Известные личности связанные с Жетысу

Томирис

Атилла

Мукан каган

Культегин

Сулук каган

Аспарух хан

Арпад хан

Чингисхан

Джучи

Чагатай
Жетысу

На территории г. Алматы и Алматинской области издревле жили различные кочевые племена, которые участвовали в создании крупнейших военно-политических объединений, таких как: сакский, уйсунский, гуннский союзы, тюркский и тургешский каганаты, империя Чингисхана, Золотая орда и Могулистан. Позднее в XV веке возникло Казахское ханство, когда ханы Керей и Жанибек создали своё государство в Жетысу после распада Узбекского улуса.
Термин «Тюрк» согласно гипотезе исследователей Turk Tengri Club имел больше религиозное значение, а не этническое (родовое). Подробнее можно ознакомиться здесь: Что на самом деле означало слово «Тюрк»?
Тәңрітау

Город Алматы расположен у подножия Тяньшаньских гор. Сам же термин «Тянь-Шань» произошел от древнейшего тюркского названия «Тәңір тау» (Теңир тоо, Тәңри тағ, Тәңре тау, Тэнгэр уул), что означает «Небесная или Божественная гора». Эти места всегда были священными для всех тюрков. На фото внизу: пик «Хан Тенгри» (Хан Тәңрі), что означает «Повелитель Неба».

После тщательного научного исследования происхождения названий географических местностей методом сравнительного анализа мы предлагаем в будущем:
- горную систему Тянь-Шань переименовать в «Тәңрі тау» (Тенгри тау);
- хребту Заилийский Алатау (Иле Алатау), который расположен непосредственно у гор Алматы, вернуть его историческое название «Уйсун Алатау» (Үйсін Алатау), а также рассмотреть изменение названия озера Балхаш – вплоть до начала XX –века, которое казахи просто именовали как «Теңіз».
Алматинские курганы


На территории самого г. Алматы и его окрестностях, расположены в большом количестве древнейшие курганы и это еще раз доказывает, что данное место играло важную роль у жителей региона. К большому сожалению, многие из них были разрушены и разграблены, однако, благодаря Акимату города и местным волонтерам, удалось сохранить курганный некрополь «Боралдай» — это комплекс из 47 курганов раннего железного века, расположенных на северо-западе Алматы. Захоронения принадлежат племенам саков и уйсуней.

В 50 километрах восточнее Алматы находится знаменитый на весь мир Иссыкские курганы, где был обнаружен главный символ не только Казахстана, но и всей кочевой цивилизации – Золотой человек. На сегодняшний день местные могильники являются ярким примером того, как распространилось искусство звериного стиля и откуда произошло. В палеометаллическую эпоху уже были известны предметы и вещи, выполненные в зверином стиле на территории всей Евразии.


Государственный музей тюркской письменности под открытым небом им. Бумын Кагана
Мы также просим выделить нам территорию площадью не более 1 (одного) гектара в археологическом парке «Боралдайские сакские курганы» г. Алматы под создание нашим клубом культурно-просветительского центра под открытым небом с официальным названием «Государственный музей тюркской письменности им. Бумын кагана Республики Казахстан» (Қазақстан Республикасының мемлекеттік Бумын қаған атындағы түркі бітік мұражайы). На выделенной территории будут установлены только различные копии известных памятников сакской и тюркской эпохи и передвижные юрты для гостей, так как основной идеей является показ жизни и быта людей того времени и бережное «экоцентричное» отношение к природе. Просим принять во внимание тот факт, что на самой территории археологического парка «Боралдайские сакские курганы» располагается родовое кладбище моих предков. Карл Байпаков лично дал в 2004 году разрешение на установку памятника в честь моего пращура Еспенбета Биебайұлы (1838 -1928 гг.), которому принадлежала данная территория до прихода Советской власти.





Сохранение культурного наследия
В случае получения регионом статуса «исторического центра тюркской цивилизации», у Жетысу появится еще один дополнительный стимул не только на сохранение исторического наследия, но и защиту окружающей среды.


Защита окружающей среды
Мир кочевника — это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой.
Для него у гор, рек, деревьев, земли , как и у человека, есть свои духи хранители. Поэтому человек должен уважительно относиться ко всему окружающему миру.
Сейчас в нашем городе довольно остро стоит проблема смога, но если наш город будет искать альтернативные источники энергии, то он вполне может снова по праву стать «зеленым».

Развитие зеленой экономики

Рано или поздно, человечество будет вынужденно переходить на активное внедрение альтернативных источников энергии с целью сохранения баланса с природой. Алматы может стать городом-примером по внедрению «зеленой экономики» в повседневную жизнь.
Наши предки жили по законам степи и в гармонии с природой. У них строго запрещалось мусорить, особенно озера и реки.
Номадизм=Зеленая экономика
Номадов можно смело привести в пример как ярких представителей защитников природы и сторонников зеленой экономики. Кочевник принимал природу без страха, осваивая новые пространства и для него целью было не покорить ее, а гармонично встроиться в окружающую среду. Он подчинялся ей и принимал ее законы, что позволяло ему выживать и получать все необходимое, не нанося природе вреда. Насилие над природой было чуждо кочевнику, который видел себя ее частью, одним в ряду других живых существ. Мысли о том, чтобы владеть природой, у него не могли возникнуть.

Развитие животноводства

Особенно статус «Исторический центр тюркской цивилизации» может положительно сказаться и на развитии главной отрасли кочевых народов – отгонного животноводства.

Цель проекта
Сегодня многие тюркские народы пытаются возродить свою историю, культуру, язык, традиции и в Алматы можно ежегодно проводить культурно-научные мероприятия, конференции и курултай народов Великой Степи.
Этноаулы

Традиционная кочевая культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности. Во время мероприятий будет создан этноаул, где пройдет этновыставка в которой широко будет представлен быт, ремесла и кухня тюркских народов.
Этноаул – это площадка, где через формы досуга передается социально-культурный опыт, построенный на принципах сохранения традиций и обычаев, передачи их от поколения к поколению, а также платформа для творческого взаимодействия между представителями различных видов традиционного искусства и масштабного культурного обмена.

Целью всех мероприятий является культурное обогащение и объединение традиций и обычаев тюркских народов. Каждый год в Алматы можно организовывать также международные музыкальные фестивали и арт-выставки.
Концепт «Жетысу — исторический центр тюркской цивилизации» — это уникальная возможность для города повысить туристическую привлекательность и тем самым является особенным подарком для жителей и гостей города, а также исключительной возможностью для культурного просвещения молодежи региона.

Особое внимание в Алматы необходимо уделить празднованию древнейшего праздника – Наурыза, знаменующего собой не только весеннее равноденствие, но и обновления природы.
Наурыз не только государственный праздник Казахстана, но и признанный ООН как международный праздник. Его отмечают во всех странах Средней Азии, а также в Грузии, Индии, Иране, Китае и многих других странах по всему миру.
Туризм

Алматы за 2021 год посетили полмиллиона гостей с разных стран мира, а количество прибывших в регион туристов увеличилось несмотря на карантинные меры с связи с мировой пандемией коронавируса. Для Казахстана важно развивать въездной и внутренний туризм: въездной обеспечивает валютные поступления в экономику страны, внутренний позволяет населению государства восстановить свои силы, направить денежные поступления от туризма на отечественные рекреационные объекты, развить внутреннюю инфраструктуру экономики.

По территории г. Алматы проходил «Великий шелковый путь»

Новый «поэтический» статус станет одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест и субъектов малого и среднего бизнеса (гостиницы, кафе, рестораны, торговые центры и т.д.), ускорит развитие дорожного и гостиничного строительства, будет стимулировать производство и предоставление услуг всех видов транспортных средств и способствовать сохранению народных промыслов и национальной культуры в Алматинской области.
Центр возрождения тюркской письменности





Алматы также имеет все шансы, чтобы стать центром возрождения тюркской письменности. «Изюминкой» города могут стать надписи на улицах и объектах продублированные тюркскими рунами.





Авторы идеи

Алиаскаров Галымжан Сакенович
(г. Алматы, Республика Казахстан)
Географ-геоморфолог. Кандидат географических наук.
Область интересов:
1)Региональный и страновой брендинг Казахстана;
2) Геотуризм, геоморфотуры;
3) Экоцентризм и степная казахская цивилизация;
4) Фэнтэзи-проекты и сторителлинг;
5) Научно-популярное освещение природы Казахстана и мира.

Альберт Хабибрахманов
(г. Зеленодольск, Республика Татарстан)
- Основатель центра тюркской рунической письменности Kaganica,
- архитектор, художник
- руководитель интернет-портала www.tengrism.kz

Ерлан Еспенбетов
(г. Алматы, Республика Казахстан)
- Основатель Turk Tengri Club
- директор спортивного клуба Тургес
- руководитель интернет-портала www.tengrism.kz