Tengrism.kz

Тенгрианство в Венгрии

(гипотеза Еспенбетова Ерлана)

Jó napot kívánok! Меня зовут Еспенбетов Ерлан, я директор футбольного клуба Тенгри и международного интернет-портала по изучению истории, культуры кочевых народов и Тенгрианства www.Tengrism.kz 

С самого детства я занимаюсь футболом и сколько себя помню, почему-то всегда болел за восточно-европейские страны, такие как Болгария, Венгрия, Румыния, Хорватия. Однажды в 1996 году посмотрев документальный фильм про «Золотую команду» Венгрии по футболу (Aranycsapat), я начал изучать все, что связано с историей венгерского народа. Моими кумирами в детстве были венгерские игроки Ференц Пушкаш, Шандор Кочиш, Нандор Хидегкути, Ференц Деак, а также Давор Шукер, Христо Стоичков и Георге Хаджи. Исследуя культуру, я был очень рад когда узнал, что у венгров, болгар, румын есть центрально-азиатские корни и с тех пор считаю их своими соплеменниками. На данный момент я был только в Болгарии, но в уже в ближайшем будущем планирую посетить Будапешт и Карцаг. Сегодня я бы хотел опубликовать свою статью про Тенгрианство в Венгрии. Я сам тоже являюсь Тенгрианцем из Казахстана и хочу узнать больше о Тенгрианстве других народов. Надеюсь, Вам будет интересно!

Предистория

Aranycsapat
Deak Ferenc
Puskas Ferenc
Kocsis Sandor Peter
Hidegkuti Nándor

Развитие футбола

Вместе с другом  Чингизом я основал любительскую футбольную  команду и  школу под названием Ojet, а уже  в 2021 году мы переименовали ее в Tengri. Наш клуб  представляет тенгрианцев не только Казахстана, но и всего мира! 

Любой Тенгрианец может прийти к нам на просмотр и стать частью нашей команды! Для этого напишите нам на почту kaztengrism@gmail.com

Aranycsapat

Мы очень надеемся, что когда-нибудь сможем создать сильную команду как Aranycsapat и возможно выиграть лигу чемпионов, а игроки нашей команды  станут чемпионами мира. Конечно, это лишь мечты, но в этой жизни порой случаются чудеса!  

Tengri World Cup

В ближайшее время мы планируем проводить ежегодный футбольный турнир Tengri World Cup

История Венгрии

В античную эпоху Паннония (территория Венгрии) была провинцией Римской Империи, позднее распавшейся на Западную Римскую Империю и Восточную Римскую Империю. Затем вся Паннонская равнина была захвачена тюркскими племенами гуннов Атиллы, которые стали одной из причин падения Римской империи и Великого переселения народов. Позже после распада гуннского союза, ее народы вошли в состав Государства  Авар. После того, как Аварский каганат потерпел поражение, эти земли вошли в сферу влияния Великой Моравии. К середине V века славяне занимали территорию к северу от Дуная и, в частности, размещались в Среднедунайской низменности. Они проникли на эту территорию, входившую в состав древней Паннонии, путём ранней инфильтрации в составе варварских народов вместе с гуннами, готами, аварами и т. д. К VII веку Паннония уже была областью с преобладающим славянским этносом.

Honfoglalás

(Венгерское завоевание Паннонской равнины)

Предки венгров — мадьяры — это союз тюркских и угорских племён, кочевавших в Евразийской Степи (Великая Степь). Поражение от Хазарии способствовало переселению мадьяр в Приднепровские степи, откуда они в составе древневенгерской конфедерации племён вторглись на Средний Дунай, вероятнее всего, сокрушив Великую Моравию. Этот период истории Венгрии известен как эпоха завоевания родины на Дунае, охватывающий вторую половину IX века вплоть до 896 года, когда древневенгерская конфедерация племён во главе с Арпадом и Курсаном переселяется из Северного Причерноморья на территорию современной Венгрии.

В 899 году мадьяры разгромили войско короля Италии Беренгара I в битве на реке Брента и вторглись в северные районы Италии, разграбив окрестности городов Тревизо, Виченца, Верона, Брешиа, Бергамо и Милан. В 901 году они снова напали на Италию. В 902 году воевали с Северной Моравией. Почти каждый год в 900 годах они проводили военные рейды против католического Запада и византийского Востока.

Согласно современным источникам, исследователи насчитывают 45 (согласно Кальману Надю) или 47 (согласно Дьёрдю Сабадошу) военных рейдов в разные части Европы. Из них 8 (17,5 %) были неудачными (901, 913, 933, 943, 948, 951, 955, 970 года) и 37 закончилось успехом (82,5 %).

Потерпев поражение от закованных в броню рыцарей императора Священной Римской империи Оттона I, венгры прекратили вести кочевой образ жизни и создали свое феодальное общество, в котором власть оказалась у аристократической элиты. Многочисленные племена, проживающие на территории современной Венгрии, включая кипчаков и половцев, были интегрированы в венгерское общество, как и большое количество славянских, немецких и итальянских наёмников, вошедших в состав феодальной аристократии.

К около 1000 года Венгрия превратилась в мощную европейскую державу, успешно сопротивлявшуюся немецкой и византийской экспансии.

Мадьяры в Киеве
Карта Евразии. 900 год

Великая Степь

Евразийская степь (Великая степь) — обширный степной регион, расположенный по центру материка Евразия. Простирается от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана. Великая степь издревне была заселена тюркскими, угорскими и монгольскими кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими.

Внешность мадьяр

Предки Мадьяр были союзом племен различного происхождения и поэтому их  внешний вид был неоднородным, от типичных  европеоидов до представителей туранской расы.

Туранская раса — термин антропологии для обозначения одной из переходных между монголоидами и европеоидами рас, сложившейся в процессе их метисации.

Распространена главным образом на западе Южной Сибири и в Средней Азии, особенно характерна для казахов, башкир, ногайцев и  кыргызов. Тураниды имеют смешанное происхождение. Для такого суждения есть достаточно антропологических данных по древним эпохам. Первые черепа с признаками смешения европеоидов и монголоидов в евразийских степях достаточно точно датируется серединой I тыс. до н. э., но в основном образование южносибирского расового типа пришлось на период Средневековья (IV — XV веков н. э.), что связывается с происходившей в несколько этапов экспансией тюркских и монгольских племён с территории Центральной Азии  и Сибири  на юг и запад. Начиная с этого момента можно провести непрерывную линию преемственности до современных групп южносибирского расового типа.

Туранид

Венгерский язык

Венгерский язык (magyar, magyar nyelv от самоназвания венгров — magyarok) — язык венгров, принадлежащий к финно-угорской семье языков (уральские языки), внутри которой он, вместе с мансийским и хантыйским языками, составляет угорскую группу.

В Европе его отдалённо родственными языками являются финский и эстонский, однако до конца XIX века факт принадлежности венгерского языка к финно-угорским подвергался сомнению. С другой стороны, большее количество общих корней обнаруживается в языках проживающих на территории России финно-угорских народов — коми, марийском, мордовском и удмуртском.

Кроме Венгрии, язык распространён на Украине (Закарпатская область), в Сербии (Воеводина), Румынии (Трансильвания), Словакии; в меньшей степени — в Хорватии, Словении и Австрии. 

Во время объединения венгерского народа, новая общность использовала угорскую лексическую основу, но этот язык вмещал в себя большое количество тюркских слов, и его грамматическая структура была в основном тюркская. Эта смешанная тюрко-угорская общность состояла из свободных людей, жизненный уклад которых был типичен для степных номадов. Несмотря на то, что мадьяры давно уже являются европейцами, они сохраняют не только свой родовой язык, но также много обычаев и характерных черт, которые ставят их в особое положение по сравнению с соседями.

Тюркизмы в венгерском языке

Возникновение и расцвет Венгерского королевства

В 1000 году племенной князь Вайк принял католичество, имя Иштван (Стефан) и титул короля. Иштван I (1000—1038) окончательно превратил мадьярский союз племён в средневековое европейское королевство, разделил страну на комитаты, во главе которых стояли королевские чиновники — ишпаны. Он ревностно насаждал католичество, подавил мятеж в Трансильвании, ввёл свод законов, отменил рабовладение, выиграл войну с Польшей за Словакию. Его племянник Петер Орсеоло (1038—1041, 1044—1046), сын венецианского дожа, наводнил страну немцами и итальянцами, чем вызвал недовольство у большинства венгров. Против него восстал и захватил трон знатный вельможа Шамуэль Аба (1041—1044), который опирался на язычников и беднейших крестьян, жестоко расправляясь с представителями знати. Однако ему не удалось выиграть войну с могущественным германским королём Генрихом III Чёрным (в 1042—1044 г.) Потерпев поражение, Шамуэль Аба был свергнут и казнён.

Арпады

Арпады (венг. Árpádok, хорв. Arpadovići, словацк. Arpádovci) — династия князей (с 1000 года — королей) Венгрии, правившая с конца IX века по 1301 год. В Средневековье династию часто называли «Домом Святых королей». 

Арпад (венг. Árpád; между 845 — 907) — правитель венгров (надьфейеделем). Основатель династии Арпадов.

Арпад был сыном дьюлы (воеводы) Альмоша. Я полагаю, что скорее всего они  были тюркского происхождения. В 889 году Арпад унаследовал отцовский титул. Вплоть до 904 года, по традиции, заимствованной венграми у хазар, он делил власть с соправителем Курсаном, носившим титул кендю.

Арпад руководил венграми во время набега на Великоморавскую державу (892), войны с болгарами на стороне Византии (894—896), похода в Ломбардию по просьбе восточно-франкского короля Арнульфа. Под его руководством произошло переселение древневенгерской конфедерации племён на их нынешнюю территорию, так называемая «Эпоха завоевания родины на Дунае», когда в 896 году венгры, вытесненные печенегами, перешли через Карпаты и поселились в Среднем Подунавье. В 900—901 годах венгры под предводительством Арпада окончательно разгромили Блатенское княжество. После чего Арпад повелел полководцу Юхутуму завоевать Трансильванию, где венграм оказали поддержку секеи — потомки гуннов.

Согласно традиции, отражённой Константином Багрянородным, у Арпада было 4 сына: Таркапус (Тархош, Таркчау), Иелах (Юлее, Елек), Иутоцус (Юташ), Жольт (Залтас), а по другим данным — ещё и сын Лиюнтика (Левенте).

Правители Венгрии с 889 по 1301 год

Князья

  • 889—907             Арпад
  • 907—947             Жольт
  • 947—955             Файс
  • 955—970             Такшонь
  • 970—997             Геза
  • 997—1000          Иштван I Святой

Короли

  • 1000—1038        Иштван I Святой
  • 1038—1041        Пётр Орсеоло
  • 1041—1044        Самуил Аба
  • 1044—1046        Пётр Орсеоло
  • 1046—1060        Андраш I
  • 1060—1063        Бела I
  • 1063—1074        Шаламон
  • 1074—1077        Геза I
  • 1077—1095        Ласло I Святой
  • 1095—1116        Кальман I Книжник
  • 1116—1131        Иштван II
  • 1131—1141        Бела II
  • 1141—1162        Геза II
  • 1162—1172        Иштван III
  • 1162—1163        Ласло II
  • 1163—1165        Иштван IV
  • 1172—1196        Бела III
  • 1196—1204        Имре
  • 1204—1205        Ласло III
  • 1205—1235        Андраш II
  • 1235—1270        Бела IV
  • 1270—1272        Иштван V
  • 1272—1290        Ласло IV Кун
  • 1290—1301        Андраш III
Иштван I Святой (Иштван Великий; также Стефан; венг. (Szent) I. István, лат. Sanctus Stephanus; ок. 970/975 — 15 августа 1038 года) — нитранский князь (995—997 годы), великий князь (венг. nagyfejedelem, с 997 года) и первый король Венгерского королевства (с 1000/1001 года) из династии Арпадов. За христианизацию венгров был причислен к лику святых. Почитается католиками и православными. Окончательно объединил венгерские племена под своей властью, став единоличным правителем.

Монгольское (тюркское) вторжение в Венгрию

Монгольская империя или империя чингизидов – это союз различных племен, в основном тюркского происхождения (90 %). Само название «Монгол» происходит от тюрк. «Менги ел» - вечная страна.

Первое вторжение было частью Западного похода монголов (1241-42 гг.). Занимающая территорию Венгрии Среднедунайская низменность ещё задолго до монголов привлекала внимание различных кочевых народов (гунны, авары, венгры), желающих обосноваться в непосредственной близости от европейских государств с оседлым населением. Именно в этот регион (огибая Карпаты через Валахию или форсируя их через различные горные перевалы) и был направлен основной удар монгольских войск.

Планы покорения Венгерского королевства существовали у Батыя с самого начала западного похода. Ещё во время кампании 1236 года он направил Беле IV послание, в котором предлагал королю покориться и сетовал что вынужден уже «в тридцатый раз» отправлять к нему послов и до сих пор не получил ответа. В том же письме Батый предлагал Беле IV изгнать со своих земель разбитых монголами половцев, которых король незадолго перед этим принял под своё покровительство. Поскольку оба эти предложения были также проигнорированы, война с Венгрией стала неизбежной. Битва состоялась 11 апреля у реки Шайо и закончилась сокрушительным поражением войск Белы IV. В результате, разбитый король венгров бежал под защиту австрийского герцога Фридриха II, а под властью монголов оказалась вся задунайская часть Венгерского королевства. Монголы назначили в Венгрии баскака. Чеканка монет там стала производиться от имени великого хана. В целом, монголы установили полный контроль над Венгрией, хотя и не смогли взять несколько крепостей. Поэтому последующие короли приступили к усиленному строительству новых фортификационных сооружений.

Кипчаки на службе у Венгров

Котян Сутоевич (венг. Kötöny — Кётёнь; ? — 1241, Пешт) — половецкий хан из династии Тертеровцев (Тертер-оба, Дурут), давшей известных ханов Искала и Болуша, руководивших первыми куманскими (половецкими) походами против русских княжеств.

В 1237 году (по другим данным — в 1239) разбитый монголами Батыя Котян бежал с 40 тысячами единоплеменников в Венгрию, где король Бела IV милостиво принял его в подданство и дал им земли для поселения. Взамен на предоставление Котяну и его людям венгерского подданства половцы, прежде сочетавшие восточное христианство с поклонением верховному богу  Тенгри, приняли католицизм. Официально из исторических источников известно, что Котян был крещён по латинскому обряду в 1239 г. Одна из дочерей Котяна, известная как Елизавета Куманская, была помолвлена (и впоследствии вступила в брак) с сыном Белы IV, позже ставшим Стефаном (Иштваном) V Венгерским.

 

Однако венгерская аристократия, памятуя прежнюю переменчивость хана Котяна, отнеслась к половцам с большим недоверием. Буквально накануне монгольского вторжения в Венгрию дворяне-заговорщики убили Котяна и его сыновей в Пеште (подозревая, скорее всего безосновательно, что Котян может переметнуться к Батыю). После смерти любимого правителя большая часть половцев (куманов, кунов) отреклась от католицизма и ушла в подданство к болгарскому царю Коломану I. Часть половцев (включая и Елизавету Куманскую) осталась в Венгрии.

Ласло IV Кун

(5 августа 1262—10 июля 1290)
IV. (Kun) László
Ласло Кун изображен в кипчакской одежде (из Иллюминированной хроники)

Король Венгрии с 6 августа 1272 года (до 1277 под регентством своей матери Елизаветы Куманской, затем — единолично) до самой смерти.

Юный король пытался справиться с царившей в стране феодальной анархией, вооруженным путём подчиняя королевской власти полунезависимых магнатов и епископов. В войне за объединение Венгрии он пытался привлечь на свою сторону куманские племена — половцев, изгнанных из степей Северного Причерноморья монгольским нашествием и расселенных на территории Венгерского королевства. Несмотря на помощь половцев, он войну с магнатами проиграл.

Кунами венгры называли степных кочевников — половцев, переселившихся в Венгрию под давлением чингизидов и принятых на службу королём Белой IV. С целью укрепления союза с половцами Бела женил своего сына Иштвана V на знатной половчанке. Таким образом, прозвище Кун король Ласло IV получил благодаря своему происхождению. Его мать тоже звали Эржебет Кун — «Елизаветой Куманской» или «половчанкой Елизаветой» (имя Елизавета она получила при крещении, незадолго до свадьбы). Но прозвище своё Ласло IV заслужил ещё и тем, что всегда предпочитал общество половцев обществу мадьяр.

Изыскам французской кухни он предпочитал копченую конину и был  любителем охоты. В то время все кипчакское стало модным, по всей венгерской равнине снова начали ставить  юрты. Не просто за происхождение и любовь ко всему кипчакскому короля Ласло — прозвали Куном. Во время войн за восстановление венгерского государственного единства именно половцы составляли ядро королевской армии, а личная гвардия короля  состояла только из степняков. Столь тесное сближение с кочевниками, конечно, не могло не вызвать недовольство венгерской аристократии. Иногда вполне обоснованное. Здесь кипчаки вели тот же кочевой образ жизни. Они совершали набеги, захватывали женщин и расширяли свои владения.

Короля объявили язычником, легат, присланный Папой Римским, угрожал крестовым походом и перед кипчаками поставили ультиматум. Кочевники должны были принять христианство. И еще несколько десятков пунктов – кипчаки могут стать поддаными баронов, должны были служить в войске, вести оседлую жизнь и отказаться от юрт.

«Они будут соответствовать всем христианским обычаям, за исключением бритья бороды, обрезания волос и ношения одежды их покроя, кои обычаи высокочтимый отец господин легат, ради наших настоятельных просьб, согласился с мягкой отеческой добротой не понуждать их менять против их воли».  Ласло IV, Средневековые законы Королевства Венгрия (Decreta regni medievalis Hungariae)

Ласло Кун вынужден принять новые законы, но исполнять требования не спешил. Самое главное условие — поменять религию — было все-таки выполнено, но по-своему. Они молились на кипчакском.

Принятые собранием так называемые «Половецкие законы» требовали, чтобы половцы перестали кочевать и поселились в специально отведённой для них резервации.

Король Ласло вынужден был согласиться с принятием этих законов, но применять их на практике не спешил, понимая, что они приведут страну к катастрофе. Видя нежелание короля подчиниться указаниям церкви, легат Филипп наложил в октябре 1279 года интердикт на короля и на всё Венгерское королевство. Обозлённый Ласло отдал легата в руки половцев. В ответ воевода Трансильвании Финта Аба захватил короля в плен. По итогам мирных переговоров, и легат, и король получили свободу, а король потребовал, чтобы половцы немедленно отказались от кочевого образа жизни. Половцы ответили восстанием и разграблением восточных областей Венгрии. Превратив прежнюю опору Венгерского престола — половцев — в бунтовщиков, и разрушив интердиктом всё, что королю удалось сделать для восстановления Венгерского государства, легат Филипп покинул страну.

Встреча короля Венгрии Ласло IV Куна и короля Германии Рудольфа I Габсбурга после битвы на Моравском поле. Копия с картины Мора Тана.

Король Ласло был вынужден выступить против своих недавних союзников-половцев и разбил их в Сербии при Сланкемене. Власть в столице-Буде захватил Финта Аба. Для его свержения королю пришлось помириться со своими давними врагами Кёсеги. В 1281 году Ласло назначил Ивана Кёсеги на должность надора (королевского палатина). Финту удалось разбить, а в 1282 году Ласло окончательно разгромил половцев на территории комитата Чонград. Часть половцев ушла из Венгрии на Балканы.

 

Несмотря на внешнюю победу, Ласло пришёл к выводу, что его королевство погибло, так как уже ничего нельзя было противопоставить сепаратизму властных магнатов. Ласло оставил столицу, жену — и ушёл к замирённым половцам, теперь уже действительно переняв в полной мере их язык и обычаи. Ласло чувствовал себя спокойно и уверенно только в окружении духовно близких кочевников, рядом со своими половецкими наложницами — Эдуа, Кёпчеч и Мандулой. Государственными делами он больше не занимался, решая исключительно личные проблемы.

 

В феврале 1285 года в Венгрию вторглось татарское войско во главе с темником Ногаем и ханом Золотой Орды Тула-Бугой. Монголы разорили Восточную Венгрию и дошли до Пешта. Авторитет короля к этому времени упал настолько, что многие венгры легко поверили нелепым слухам, будто монголов позвал в страну сам Ласло…

 

Хотя Пешт королю удалось отстоять, государство пришло в совершенный упадок. Сын Рудольфа Габсбурга Альбрехт I захватил Северо-Западные комитаты. В 1286 году Ласло арестовал свою жену Елизавету Анжуйскую, а в 1287-м выкрал из монастыря свою сестру Эржебет и выдал её замуж за чешского магната Завиша из Фалькенштейна. За это святотатство архиепископ Эстергомский Лодомер снова отлучил короля от церкви.

 

Римский Папа Николай IV подумывал об организации Крестового похода против Венгрии с целью передачи власти племяннику Ласло Карлу Мартеллу Анжуйскому. Летом 1289 года Ласло попытался помириться с законной женой и архиепископом. Но хватило его ненадолго. Понимая, что королевская власть в Венгрии превратилась в фикцию, Ласло вернулся к половцам…

 

Венгерское королевство лежало в руинах. И можно было бы говорить о небывалом экономическом и культурном упадке. Однако,.. именно в царствование Ласло Куна королевский капеллан Шимон Кезаи составил монументальный труд Gesta Hunnorum et Hungarorum («Деяния гуннов и венгров».

 

По иронии судьбы, король Ласло пал от рук ментально близких ему половцев. В летнюю ночь 10 июля 1290 года трое знатных половцев — Арбоц, Тёртель и Кеменце — ворвались со своими людьми в шатёр к спящему Ласло и зарубили его. По одной из версий это была месть королю за «Половецкие законы» и подавление половецкого восстания; по другой — половцы действовали как наёмники, подкупленные Бихарским магнатом Копасом Боршей.

 

Убийство Ласло IV Куна половецкими заговорщиками

Тенгрианство

Тенгрианство (Tengrismuz) – открытое, целостное мировоззрение кочевых и полукочевых народов Евразии, сложившееся на принципе религиозного представления и учения о едином Небе Творце – Тенгри.

Вера в «вечное синее небо» Тенгри  объединяло огромное количество народов от Тихого океана до Восточной Европы. В него помимо тюрков верили монгольские, финно-угорские, маньчжурские народы. Тенгрианство, также имеет непосредственную связь  с верованиями древних славян, германцев, кельтов, этрусков и многих других.

"Тенгрианство - это вера без священных книг, без пророков, без храмов, без ересей, без ужасов ада и прелестей рая. Весь мир - наш храм, а ад и рай здесь, на Земле. Тенгри завещал лишь беречь природу - родную степь, леса и горы, птиц и животных, и это было в интересах самих кочевников. И потому историкам неизвестно ни единого случая, когда кочевники бы силком обращали в Тенгрианство другие народы"

Радик Темиргалиев

Тенгри — это изначальная предшествующая миру всезнающая всемогущая сущность, создатель Неба-Космоса – Вселенной, всего материального и нематериального, живого и неживого, источник бытия.

Это совершенно 2 разных понятия.  Шаманизм — это часть изотерических знаний, которые характеризуют умение контактировать с духами или высшими силами (это умение  человека вступить в контакт с духами и получить от них желаемое или необходимое). 

Тенгрианство оказало огромное влияние на культуру, обычаи и традиции не только венгров, но  и других тюркских, монгольских и  угорских народов. Путь Тенгри — это совокупность представлений о мире, о жизни, существующие  у всех  кочевых народов.

Многие обычаи и ритуалы, передаваемые из поколения в поколение, и дошедшие до наших дней связаны с древними верованиями кочевых народов Великой Степи. В свое время Тенгрианство разделили на несколько оккультных языческих религий: шаманизм, полидоксия, тотемизм, культ предков и анимизм.

Тенгрианцы Казахстана

В основе тенгрианства лежит Тенгри — небо, но в более широком смысле, воплощающего в себе все сущее, являющегося всем и причиной всего. Тенгри вездесущ и поэтому для проведения обрядов и ритуалов не требовалось какого-то определенного места (храмов, мечетей или церквей). Чтобы помолиться Тенгри  достаточно выйти в чистое поле.

Балбал - каменные столб, обычно устанавливался цепочкой у курганного надгробия на огромной территории Евразии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.
Тенгрианство было государственной религией многих великих империй Евразии, таких как: Государства Саков, Сарматов, Уйсунов, Канглы, Гуннов, Аварского, Тюркского, Тургешского, Киргизского, Уйгурского каганатов, Болгарского и Венгерского ханств и Империи Чингисхана

В период расцвета тюркских империи огромное количество государств попало под экономическое, культурное и  военное влияние кочевых народов Великой Степи которые жили по пути Тенгри.  В 1320 хан Золотой Орды Узбек  объявил  государственной религией Ислам. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты, младшего брата, что в итоге привело к выходу Княжества Московского (впоследствии — Великого), а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.  Он казнил примерно 120 человек,  которые были не согласны отступать от законов Тенгри и Чингисхана (Яса,Ұлы жасақ). Именно с правления этого хана началось ослабление влияния тюрков на мировой сцене, которые были сильно истощены братоубийственными гражданскими войнами и последующими за ними разделением на мелкие ханства и улусы. Кочевые народы постепенно начали принимать Ислам. Однако, кочевые народы жившие  в Восточной Европе (Болгары, Венгры)  и европейской части современной Росиии (Чуваши, Татары и т.д.)  подверглись христинизации, другие же народы на территории нынешнего Китая и Монголии попали под влияние буддизма.  

Тенгрианство сегодня

С обретением независимости  тюркские и монгольские народы начали постепенно возрождать исконную веру Предков. Все больше и больше ученых начали изучение культурного и духовного наследия Великой Степи и сейчас у Тенгрианства большие шансы на возрождение. 

Жители многих европейских стран (Болгарии, Венгрии, Румынии и Украины) имеющих тюркских предков, начали возрождать свои азиатские корни и активно участвуют во всех мероприятиях и курултаях кочевых народов Великой Степи.

Венгерское Тенгрианство

С восемнадцатого и девятнадцатого веков, на протяжении эпохи Просвещения и особенно романтизма, изучение древней религии венгров было связано с дискуссиями об их этногенезе и природе их языка.  Этот поиск происхождения венгров продолжал быть продуктивным и в двадцатом веке, особенно в качестве средства создания сильной национальной идентичности. Тема национальной венгерской религии была также дорога венгерским туранистским кругам в 1930-х и 1940-х годах, которые искали свидетельства, демонстрирующие родство между венгерскими и тюркскими народами и вообще происхождение этих « туранских » популяций в Средней Азии. Протестантский священник Бела Муракози, писавший в 1921 году, предсказывал, что туранизм с его антизападными наклонностями и увлечением Востоком примет религиозное направление, пытаясь возродить «древнее язычество».  Когда Венгрия была оккупирована Советским Союзом  в 1945 году, многие туранисты эмигрировали в страны Запада и продолжали там работать над своими идеями, чтобы вновь представить их в Венгрии, начиная с 1990-х годов, после распада Советского Союза.

Талтозизм

Талтозизм — это венгерский шаманизм, практикуемый талтосами.  Венгерские хроники 13 века еще сообщают о «волшебниках» (талтозах), которые практиковали свои обряды на благо общества.  Венгерский талтозизм сохранялся до Второй мировой войны в сельской местности, где некоторые люди все еще считались местными жителями талтозами, хотя они практиковали только магию погоды.

Современные венгерские религиоведы, прежде всего академический круг, вращающийся вокруг Михая Хоппала, приобрели важную роль в международном изучении шаманизма.

В венгерском этнологическом дискурсе талтосы и шаманы в целом представлены как те, чья социально-религиозная роль состоит в том, чтобы исцелять, пророчествовать и сохранять целостность культурных традиций, соединяя прошлое и настоящее и, таким образом, проецируясь в будущее, интегрируя человек и общество, человечество и боги. По словам Хоппала, шаманизм изображается как «мост и символ, потому что он связывает традиции прошлого с настоящим и закрепляет традиции будущего». Задачи шамана — «возглавлять общину, охранять этническое сознание, быть (жертвенным) жрецом».

Имя «Талтос» может быть связано с глаголом «талт», что означает «широко открываться»; т.е. они «открылись миру». Более вероятным, однако, является его родство с угорскими словами, такими как северные манси tūltėn «легкий» и васюганский ханты tolten «с магическими силами». Еще одна гипотеза предполагает происхождение от тюркского talt «бессознательное».

Yotengrit Egyház (Церковь Йотенгрит)

Церковь Йотенгрит ( Yotengrit Egyház ), полное название которой — Церковь Древнего Духа Бескрайнего Моря (Tengervégtelen Ős-Szellem Egyháza ), была основана примерно в 2007 году Имре Мате. В организации его называли  bácsa («хозяин») и он  эмигрировал в Германию в 1956 году во время революции против коммунистического правительства Венгерской Народной Республики. Находясь в Германии, он работал бизнесменом и поэтом, но вернулся в Венгрию в 2000-х годах, чтобы провести свои последние годы в Багьогшзовате .  Он основал церковь Йотенгрит как представителя древней венгерской религии, так называемой «религии Бююн», переданной по неписаной традиции народа тудо («знающих») вдоль реки Раба . Мате опубликовал серию из девяти книг под названием Yotengrit, в которых он объяснил теологию и лингвистическую этимологию.  В последние годы церковь Йотенгрит стала одной из самых влиятельных организаций венгерской исконной веры.

Теология церкви Йотенгрит подчеркивает концепцию изначального Бога, называемого Йотенгритом, Тенгритом или Тенгри, который представляет все божества в их еще неделимом состоянии. На венгерском родственное слово tenger означает «море» и представляет собой такую изначальную недифференцированность. Затем изначальный Бог проявляется как двойственность мужчины и женщины: Укко, богиня-мать, чей лоб украшен луной, и которая идентифицируется как Болдогассони («Благословенная леди») христианизированных народных верований; и Гонюз, солнцеликий бог-отец.

Во время основания церкви Имре Мате провозгласил важность всеобъемлющей концепции Бога:

 

В этой венгерской религии очень важно, что Бог — очень абстрактное понятие; духовная сила. Его нельзя просто выдать за другого; всякий раз, когда его выдавали за Генюза, Укко или Болдогассони, это всегда было результатом человеческого воображения.

 

В то же время теология делает упор на национальном боге, свойственном венграм, Ма-Туне, обожествленном герое народной сказки под названием Fehérlófia («Сын белой лошади»), который изначально был предком тотемного животного. Ма-Тун отождествляется с исторической фигурой Модэ, основателем первой империи гуннов.  Церковь Йотенгрит политически нейтральна, но  как заявил Модэ, ее учение может быть «источником разумной, свободной от агрессии национальной политики».

Solyomfi Nagy Zoltan

(Taltos)

Барабанный кружок Firebird Taltos ( Tűzmadár Táltos Dobkör ) был основан в 2006 году Золтаном Надь Соломфи, который также был исполнительным директором церкви Йотенгрит, когда она была зарегистрирована правительством и позже он покинул церковь Йотенгрит. Целью группы является возрождение древней венгерской духовности, передача ее обществу в современных формах, помощь людям в понимании самих себя и, таким образом, исцеление мирового древа, которое проявляется через людей.

Богословие Барабанного круга «основано на древнем венгерском представлении о мире, который есть Единый (Бог), включающий в себя все сущее». Соломфи учит, что есть два мира: один — «проявленный мир», представленный мировым древом, а другой — «непроявленное, бесформенное пространство», которое содержит «общее сознание» человечества.

Барабанный круг делает упор на практику, а не на доктрину, включая игру на барабанах, дыхание и голосовые техники.  Цель этих практик состоит в том, чтобы расширить свое сознание, чтобы понять действия Единого, становясь подобным Единому. Группа практикует ритуальные церемонии рождения, инициации, брака, смерти и праздников Годового Круга. Школа Древнего Источника ( Ősforrás Iskola ), связанная с церковью, организует лагеря и паломничества.

Талтосы, которые придерживаются туранистских теорий, иногда открыто заявляют о своей принадлежности к тенгрианству  (тюркской этнической религии). Не только Золтан Соломфи но и другие  талтозы обычно характеризуются использованием тюркского имени  Тенгри вместо венгерского термина Истен.

В 2012 году 9-метровое Елет фа (дерево жизни) было подарено венгерскими группами коренных вероисповеданий тенгристам Казахстана . В том же году Оджун Адыгзи Си-Оглу, шаман из Тувы, был приглашен в здание венгерского парламента для исполнения ритуального танца вокруг венгерской короны на благо венгерского народа.

Иштван Конгур Мандоки

(1944 -1992)

Венгерский учёный, тюрколог, доктор филологических наук, профессор.

Фамилия и имя при рождении — Мандоки Иштван, во взрослом возрасте принял первоначальную фамилию своего семейства Конгур, по некоторым данным, незадолго до смерти сменил имя на Атлан.

В детстве обучался казахскому языку у советского солдата-казаха. Окончил Карцагский сельскохозяйственный техникум (по другим данным, профессиональную среднюю школу сельского хозяйства), а в 1968 году — филологический факультет (по другим данным, историко-филологический факультет) Будапештского университета, где обучался у профессора Дьюлы Немета. По окончании университета работал там же ассистентом на кафедре тюркологии. В 1970 году он защитил диссертацию на тему «Языковые исследования Добруджских татар». В 1974 году путешествовал по Монголии, зафиксировав различные фольклорные и этнографические данные. В 1976 году посетил Алматы, в 1980 году — Башкортостан и Татарстан. В 1981 году защитил докторскую диссертацию на тему «Документальные источники относительно языка куманов Венгрии».

 

Отец — Мандоки Кулан Шандор, мать — Караси Кочкар Ержебет, оба по происхождению куны (ассимилированные кыпчаки Венгрии). Жена — Мандоки Онгайша Максумкызы — казашка из рода адай, сын — Атлан Мандоки.

Исследовал тюркоязычные этнические группы в Европе. Участвовал в экспедициях по Анатолии, Казахстану, Средней Азии, Монголии.

Основоположник европейского кыпчаковедения. Основные научные интересы — кыпчако-тюркская филология, древняя история мадьяр, этнография и этническая история кунов (кыпчаков Венгрии), казахско-кунские параллели языка и этнографии. Опубликовал более сорока научных статей на венгерском, немецком, французском, казахском и др. языках. Главный научный труд «Остатки кунского (кыпчакского) языка в (в мадьярской лексике, письменных памятниках, топонимах) Венгрии» (A kun nyelv magyarországi emlékei, 1975).

Полиглот. Владел более тридцатью языками, из европейских, кроме родного венгерского, немецким, французским, английским, румынским языками, практически всеми тюркскими языками. Казахским овладел в детстве. Переводил произведения фольклора и литературы тюркоязычных народов на венгерский язык. Перевёл книгу Б. Момышулы «Ушкан уя» («Наша семья»).

Умер 22 августа 1992 года в г. Махачкала, похоронен на кладбище Кенсай в Алма-Ате 3 сентября 1992 года.
  • За работы по исследованию культуры тюркских народов удостоен премии «Постумус» АН Венгрии (1993).
  • Учёному посвящены документальные фильмы «Иштван Коныр Мандоки» (реж. Миргалым Есыркепов, автор сценария Ернар Масалим), Казахстан, 2015), «Кыпчакский первопроходец» (реж. Шомфай Кара Давид, Венгрия, 2017)
  • Школа № 154 и одна из улиц в (Алатауском и Медеуском районах) Алма-Аты носят имя Мандоки.
  • Кыргызская Научная академия посмертно присвоила Мандоки почётное звание доктора филологических наук.
  • В Будапеште, в доме № 52 по улице Белы Бартока, где жил учёный, установлена мемориальная доска.
  • В конце сентября 2014 года в Астане прошёл международный форум, посвящённый памяти учёного.
  • О жизни учёного написана книга «Тіспен туған Қоңыр бақсы — Одинокое дерево» (автор Ернар Масалим).
  • Именем Иштвана Коныра названа улица в Алматы.
Его супруга Онайша Мандоки около 40 лет проживает в Венгрии и на протяжении нескольких десятков лет преподает местным жителям казахский язык.

Тенгрианцы сегодня

Zoltan Solyomfi

Solyomfi Nagi Zoltan

Andras Biro

Szilvia

Интересный факт: Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вдохновил меня на создание собственного футбольного клуба Тенгри и я очень хотел бы с ним когда-нибудь познакомиться!

Галерея