Tengrism.kz

Чуваши

Чува́ши (самоназвание — чăваш, мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в КазахстанеУзбекистане и на Украине.

Согласно последним исследованиям, чуваши делятся на три этнографические группы:

Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет два диалекта: верховой («окающий») и низовой («укающий»).

Основное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане.

Происхождение этнонима

Предполагается, что самоназвание чăваш восходит напрямую к этнониму части «булгароязычных» тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров («сувар», «суваз» или «суас»), упомянутое арабскими авторами X в. (ибн-Фадлан), предполагается считать источником этнонима чăваш — «чуваш»: название считается просто тюркской адаптацией названия булгарского «Suvar». Согласно альтернативной теории чăваш — деривант тюркского jăvaš — «дружественный, кроткий», в противоположность şarmăs — «воинственный».

Этногенез Чувашей

Согласно одной из наиболее распространённых научных версий, предки современных чувашей были тюркоязычным кочевым народом, в первом тысячелетии до нашей эры представлявшим из себя западное крыло хуннов и проживавшим в Центральной Азии. Ко второму-третьему векам нашей эры осели на Северном Кавказе. В седьмом-восьмом веках с другими булгарскими племенами переместились в Среднее Поволжье, где ассимилировались с уже проживавшими здесь финно-угорскими племенами.

Чувашская девушка

Антропология чувашей

Чуваши в настоящее время по своему антропологическому составу — народ сильно смешанный, состоящий из различных европеоидных и монголоидных типов и их смешанных форм. Сложный антропологический состав чувашского народа, в котором отчетливо устанавливаются различные антропологические компоненты, свидетельствует о сложности его этнического формирования.

Антропология верховых чувашей и низовых чувашей заметно различается. Антропологические данные свидетельствуют об отличном пути формирования северных чувашей по сравнению с южными.

Основное исследование антропологических типов верховых чувашей было проведено экспедицией Института антропологии Московского университета под руководством П. И. Зенковича в 1936 г. при участии Т. А. Трофимовой в МоргаушскомАликовскомКалининском и Красноармейском районах ЧАССР. Судя по материалам визуального изучения, среди обследованных 63,5 % могли быть отнесены к субуральскому типу, причём почти в половине случаев из этого числа отмечены более или менее выраженные европеоидные черты. Около 21,1 % составляли представители различных европеоидных типов как тёмноокрашенных, так и русоволосых и светлоглазых. Первые из них преобладали. Всего 5,1 % обследованных можно было отнести к сублапоноидному типу, отличающемуся относительно низким лицом и широким носом. Наконец, 10,3 % наблюдений было отнесено к монголоидным типам и их смешанным с европеоидными формами. Только 1/3 из этого состава, то есть около 3,5 % на всю группу обследованных, могла быть отнесена к относительно «чистым» монголоидным формам.

Европеоидные и лапоноидные компоненты среди северных чувашей предположительно связаны с местным населением, состоявшим из различных европеоидных (БалановскаяФатьяновская культуры) и древних лапоноидных компонентов (Балахнинская культура и др.) и их смешанных форм (Абашевская культура и др.).Он также может быть связан с местным степным населением и вторичным его напластованием в Среднем Поволжье в связи с оседанием там кочевников из состава булгарского племенного объединения.

Эпоха и место формирования средневолжского (субуральского) типа не ясны, этот компонент широко представлен среди мари, а также был установлен на черепах из рязанских могильников VII—XI вв. и среди вятических черепов XI—XIII вв.

Длинноголовый монголоидный тип с высоким и широким лицом мог быть занесен па территорию Чувашии осевшими там кочевниками из состава гунно-булгарских племен. Вероятность такого предположения подтверждается тем, что черепа гуннов из Суджинского могильника в Ильмовой пади в Забайкалье, а также из раскопок гунно-аварских погребений в Венгрии, характеризуются как раз таким же длинноголовым монголоидным типом. Иначе трудно объяснить у чувашей в настоящее время присутствие ярко выраженного длинноголового монголоидного типа с большими высотными и широтными размерами лица. Смешение этого типа с европеоидными образует формы, сходные с субуральским типом. Вторичное включение в состав чувашского народа длинноголового монголоидного типа в другом его варианте — «палеосибирском», предположительно тоже связано с составом гунно-булгарских племен.Под гунно-булгарскими племенами следует иметь в виду, прежде всего, суваров.

Антропология низовых чувашей тяготеет к европеоидным группам Среднего Поволжья. Краниоскопический и краниометрический анализ указывает на большую европеоидность южных чувашей по сравнению с северными. Население Батыревского и Яльчикского районов является наиболее европеоидным: более темная пигментация, рост выше среднего, большой процент высоких переносий и сильной профилировки лица. Все это обнаруживает в них выраженные черты понтийского типа. Население Первомайского района от батыревцев и яльчикцев отличается более низким ростом, но, как и они, имеет бóльшую европеоидность по сравнению с верховыми чувашами.

Чувашский язык

По своей фонетической структуре чувашский язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным живым языком булгарской ветви. Входит в Волжско-Камский языковой союз.

Обследование двух наборов стословников и установление относительной хронологии генеалогических древ тюркских языков на основе лексико-статистических данных, проведённое А. В. Дыбо, показали, что начало распада пратюркского языка связано с отделением булгарского (чувашского) языка от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы. На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется около −30 — 0 гг. до н. э. А. В. Дыбо связывает эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан, на Сыр-Дарью в 56 г. до н. э.

Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы.

Довольно сильное отличие чувашского языка (и в меньшей степени халаджского) от других тюркских языков отмечает итальянский историк и филолог Игорь де Ракевильц. По его словам, чувашский язык не разделяет некоторые из общих характеристик тюркских языков до такой степени, что некоторые учёные считают его независимым членом алтайской семьи, как тюркские или монгольские языки, а объединение чувашского с тюркскими языками было компромиссным решением в целях классификации.

Напротив, один из ведущих российских специалистов в области сравнительно-исторического языкознания народов Сибири, Центральной Азии, Дальнего Востока и Северной Америки, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ Олег Мудрак считает:

 

И есть чувашский или булгарский (язык). Это уникальная ветвь внутри тюркских языков. Это самый первый выброс тюркского элемента на запад. Отличается очень сильно лексически, грамматически и фонетически, но является несомненно тюркским языком. Сейчас носители этого языка живут на территории Чувашии. Раньше жили на территории современного Татарстана. Собственно Волжская Булгария и территории с фиксируемым этнонимом булгар и были территориями их пребывания.

— Мудрак О.А , Язык во времени. Классификация тюркских языков. — Лекция, 16 апреля 2009 года, проект «Публичные лекции «Полит.ру»

Верования чувашей

Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трёх частей: верхний мир, средний мир (мир людей) и нижний мир. Каждая часть имела несколько слоёв: три слоя в верхнем, один в среднем мире, и ещё три в нижних мирах.

Земля, согласно мифам, квадратная, причём чуваши живут в её центре. Небосвод посередине поддерживает Мировое древо. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод стоит на четырёх столбах: золотом, серебряном, медном и каменном. На верхушке столбов располагаются гнёзда, в них по три яйца, на яйцах — утки. В каждом углу Земли чуваши помещали богатырей-защитников.

Берега земли омывает океан, причём волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли дойдёт до чувашей.

Верховный бог, по поверьям, находится в верхнем мире. Также в верхнем мире находятся души святых и неродившихся детей. После смерти душа праведного покойного переходит по узкому мосту на радугу, а затем и в верхний мир. Душа грешника падала с узкого моста в нижний мир, где в девяти котлах варились души грешных людей. Слуги шуйтана непрестанно поддерживали под котлами огонь. Герои попадали в нижний мир через щели (дыры), называемые «какӑр».

Тура

Ту́ра (чуваш. Турă) — верховный (по мнению ряда исследователей, единственный) бог в чувашской мифологии. Как и у большинства чувашских божеств, у него есть отец и мать — Тур-ашше (Тур ашшĕ) и Тур-амыже (Тур амăшĕ). Они не участвуют в управлении миром и в делах Туры (по всей вероятности, возникли по аналогии в результате позднего влияния христианства). 

Тенгри по чувашски «Танкăр» как и у сибирских татар Тангыр.

 Чувашский национальный орнамент — символы чуваш, являются историко-культурным наследием чувашского народа. Орнамент используется в национальной вышивке, ювелирных изделиях, художественных произведениях, архитектуре и т. д. Символы «Древо жизни» и «Солнце» используются в гербе и флаге Чувашской Республики.

Имя «Турă» буквально переводится как «Творец/Создатель» происходит от чувашского слова «Турĕ» — «Сделал». Взаимосвязанные слова «Тупе» — «Небо». Так же происходит от слова «Ту» — Вершина, Гора, Холм. Многие ошибочно полагают что это слово связано с именем верховного бога в тюрко-монгольском пантеоне — Тенгри, но на чувашском языке оно звучит как «Танкăр» (тюрк. ТНРИ).

Есть версия что божество «Тура» связано с германо-скандинавским богом Тюра , которое попало к ним из Азии — как полагают многие ученые. Обозначается руной Те́йваз или Ти́ваз (ᛏ) — названа в честь верховного бога-молниеносца у германцев на тот момент, её название на прагерманском означает имя бога Тюра. Тюр происходит из асов, сын Одина и великанши, сестры Гимира.

Также Тура — мифический бог, предок туранцев (восточных иранцев), упоминается в Авесте

Вопрос о том, являлась ли чувашская традиционная религия политеистической или же она носила монотеистический характер, остается в целом дискуссионным, но второе более вероятно. В первом случае Тура оказывается верховным богом среди других богов чувашей, во втором — единственным богом. Как считал Д. Месарош, «вся система верований и жертвоприношений чувашей-язычников свидетельствует о признании лишь единого Бога».

Значение чувашских орнаментов

Тура живёт на самом верхнем небе. На небесах его окружают добрые духи пирешти. Он творец мира. Если настанет конец света, Тура создаст новый мир и новые народы. Тура оберегает людской род, спасает голодающих, защищает слабых, помогает работающим, видит всё, что происходит на земле. Тура борется со злом на земле, уничтожая его с помощью молний. Когда Тура бьет своим молотом в наковальню из под него вылетают искры молнии. Орудие Тура называют «молотом молний», при помощи этого молота Азамат сковал радугу на горе Арамази.

Тура — источник всех земных благ. Он единственный знает судьбу человека и всего мира, единственный распределяет среди людей неизбежные судьбы. На лобной кости каждого человека Тура пишет его судьбу в виде затейливых рубцов (Турă çырни). Их невозможно увидеть человеческим глазом, так как они покрыты кожей лба, и только сам Тура способен их прочитать. Кроме того, Тура помечает тело каждого человека «божьим знаком» (Тур палли) в виде родинки. Если родинка выше пояса — человек проживет счастливую жизнь, ниже пояса — несчастную.

У Туры имелось множество эпитетов, среди которых были следующие:

  • Всевышний Бог (Çỹлти Турă)
  • Великий Бог (Мăн Турă)
  • Бог, создающий души (Чун çуратакан Турă)
  • Бог свадеб, то есть хранитель супружеских уз (Туй Турри)
  • Бог, создающий детей (Ывăл-хĕр çуратакан Турă)
  • Бог, создающий хлеба (Тырă-пулă çуратакан Турă)
  • Бог, создающий цветы, то есть распоряжающийся цветением хлебов (Чечек çуратакан Турă)
  • Бог, создающий скот (Выльăх-чĕрлĕх çуратакан Турă)
  • Бог коров (Ĕне Турри)
  • Бог, создающий жилье (Çурт çуратакан Турă)
  • Бог, стерегущий жилье, то есть хранитель домашнего очага (Çурт кĕтен Турă)
  • Бог, создающий имущество (Мул çуратакан Турă)
  • Бог, создающий пчел, то есть обеспечивающий пчелиный приплод (Хурт çуратакан Турă)
  • Бог ласточек (Чĕкеç Турри)
  • Бог дятлов (Тăхран Турри)
  • Бог крапивников, зябликов, чижей (Вĕлтрен кайăк Турри)
  • Бог соловьев (Шăпчăк Турри)

По другой версии, эти обращения являются именами самостоятельных богов. Большая их часть к началу XX в. уже вышла из употребления.

Основные пиктографические элементы чувашского орнамента

СимволЗначениеСимволЗначение
ChV-2.svg
ChV-1.svg
Солнце, гармония, согласие
Uzor2.gif
Свет, тепло, очаг, энергетика жизни
Uzor3.gif
Были и будем, величие рода
Uzor4.gif
Сплочённость
Uzor5.gif
Братская помощь, солидарность
Uzor6.gif
Честь, воля, самообладание
Uzor7.gif
Духовная и родовая связь
Uzor8.gif
Ладья жизни, талант, успех, судьба, рок
Uzor9.gif
Око Бога — Турӑ, неба, Мира, духовное прозрение
Uzor10.gif
Истина, закон, гуманизм, справедливость
Uzor11.gif
Мироздание, единоверие, реквием
Uzor12.gif
Дерево, место обряда, обращение к природе
ChV-5.svgChV-4.svgОберег от зла, гнева, доброта, выдержка
Uzor14.gif
Состязание, противостояние, свет и тьма
Uzor15.gif
Соглашение, примирение
Uzor16.gif
Мир, союз, согласие
Uzor17.gif
Честь, отвага, долг, верностьChV-3.svgНебосвод, вселенная
Uzor19.gif
Связь неба с Землёй
Uzor20.gif
Покорение вершины, стремление ввысь
Uzor21.gif
Движение, эволюция
Uzor22.gif
Мысль, знание
Uzor23.gif
Память о прошлом, дума о будущем
Uzor24.gif
Щит, оберег единства, гимн
Uzor25.gif
Забота о ближнем
Uzor26.gif
Надёжность, рука об руку
Uzor27.gif
Жилище, приют, кров родного дома
Uzor28.gif
Созидание, зов помощи
Uzor29.gif
Благотоворительность, помощь — «Ниме»
Uzor30.gif
Духовный взлет, совесть, воля
Uzor31.gif
Трудолюбие, терпение, жизнестойкость
Uzor32.gif
Обмен, совет, диалог
Uzor33.gif
Дети одной матери, семья, потомки единого рода
Uzor34.gif
Увеличение семьи, рода
Uzor35.gif
Взаимопонимание
Uzor36.gif
Он и Она, любовь, взаимоуважение
Uzor37.gif
Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота
Uzor38.gif
Близкие, родня, землячество, взаимопомощь
Uzor39.gif
Продолжение рода, крепкая семья
Uzor40.gif
Связь с отчим домом, преданность
Uzor41.gif
Дружба, общее дело, опора, доверие
Uzor42.gif
Древо жизни, торжество жизни, наследие мудрости
Uzor43.gif
Национальное достоинство, самосознание
Uzor44.gif
Равенство, понимание, согласие
Uzor45.gif
Забота о детях, юношестве, опека, милосердие
Uzor46.gif
Сплочённые сородичи, дружба
Uzor47.gif
Семейный очаг, уют, доброта
Uzor48.gif
Друг за друга, семья
Uzor49.gif
Верность, единство, любовь
Uzor50.gif
Сила рода, дух нации, живучесть
Uzor51.gif
Поле, зерно, сеятель добраChV-6.svgМежа поля, раздел
Uzor53.gif
Мера длины, развод рук
Uzor54.gif
Эпоха, период, течение времени
Uzor55.gif
Чаша — мера грехов и доброты
Uzor56.gif
Добро и зло, жизнь и смерть
Uzor57.gif
Жизненный путь, дорога