Tengrism.kz

(концепт Хабибрахманова/Еспенбетова)

Алматы - духовная столица Тенгрианства и кочевой культуры

Алматы является одним из крупнейших финансовых и культурных центром тюркоязычного мира. В связи с этим, тюркологи-любители Альберт Хабибрахманов (Республика Татарстан) и Ерлан Еспенбетов (Республика Казахстан) хотели бы предложить руководству Республики Казахстан, Акимату г. Алматы, Организации Тюркских государств и Международному Фонду Исследования Тенгри,  рассмотреть  кандидатуру города Алматы на присвоение звания  «Духовной  столицы Тенгрианства»!

Алматы  – это не только достояние нашей страны, но  и всего тюркского мира. Поэтому он в полной мере заслуживает данный «поэтический» статус.

Алматы – крупнейший мегаполис Казахстана, расположенный в предгорьях Заилийского Алатау. До 1997 года он был столицей государства, но до сих пор остается важнейшим торговым, культурным и туристическим  центром Центрально-Азиатского региона.

Город у подножия гор

Население

В Алматинской  агломерации проживают практически 3 миллиона человек, которая объединила около 130 национальностей. 60 % населения города составляют казахи, 25 % — русские. Также в Алматы проживают значительное количество уйгуров, корейцев, татар, узбеков, турков, азербайджанцев и многих других народностей.

Религии

Казахстан является светской страной и  Конституция Республики гарантирует каждому человеку свободу совести и вероисповедания, а также запрещает любые формы дискриминации,  в том числе по конфессиональным признакам.  В Алматы находятся 56 мечетей, около 70 православных и католических церквей и  синагога.

В последние годы, в стране также растет число последователей исконного мировоззрения  народов Великой Степи  – Тенгрианства. Не только  известные деятели культуры и наук, но и обычные граждане   Казахстана активно изучают различные сведения о вере предков называя себя  Тенгрианцами.  Статус города  «Алматы – духовная столица Тенгрианства» мог бы  положительно сказаться на  развитии культурной самобытности нашей страны.

Тенгрианство

Тенгрианство (каз. Тәңіршілдік) – открытое, целостное мировоззрение кочевых и полукочевых народов Центральной Азии, сложившееся на принципе религиозного представления и учения о едином Небе Творце – Тенгри (Тәңір). Практически все традиции и обычаи не только казахского, но и других тюркских, монгольских народов имеют явно тенгрианские корни (вера в предков, празднование Наурыза, беташар, тұсау кесер, мүшел и т.д.).

Термин

Автором термина «тенгризм/тенгрианство» для обозначения исконной веры народов Великой Степи,  является казахский этнограф XIX века Чокан Валиханов. В 1956 году французский востоковед Жан-Поль Ру ввёл этот термин в широкий научный оборот. В советские годы термин «тенгрианство» впервые появляется в книге «АЗ и Я» казахского поэта и тюрколога Олжаса Сулейменова.

Небесно-голубой цвет флага и герба Республики Казахстан символизирует в Тенгрианстве «Вечно Синее Небо» (Көк Тәңірі),  а золотистый – солнце и золото. Равнозначный крест в круге — Шанырак  является одним символов исконного мировоззрения тюрков.

Сакральные элементы Тенгрианства широко представлены во всех национальных атрибутах, таких как убранство юрты,  орнаменты, ювелирные украшения и т.д.

Тенгрианство – одно из древнейших мировоззрений в истории человечества и оно долгое время  господствовало  практически на большей части Евразии до середины XIII-го века.

Вера в «вечное синее небо» (Көк Тәңірі) объединяло огромное количество народов от Тихого океана до Восточной Европы. В него помимо тюрков верили монгольские, финно-угорские, маньчжурские народы. Тенгрианство, также имеет непосредственную связь  с верованиями древних славян, германцев, кельтов, этрусков и многих других.

Известные последователи Тенгри

Томирис

Атилла

Мукан каган

Культегин

Сулук каган

Аспарух хан

Арпад хан

Чингисхан

Джучи

Чагатай

Жетысу

На территории г. Алматы и Алматинской области издревле жили различные кочевые племена, которые участвовали в создании крупнейших военно-политических объединений, таких как: сакский, уйсунский, гуннский союзы, тюркский и  тургешский каганаты, империя Чингисхана, Золотая орда и Могулистан. Позднее в XV веке возникло Казахское ханство, когда ханы Керей и Жанибек создали своё государство в Жетысу после распада Узбекского улуса.

Тәңіртау

Город Алматы расположен у подножия Тяньшаньских гор. Сам же термин «Тянь-Шань» произошел от древнейшего тюркского названия «Тәңір тау»  (Теңир тоо, Тәңри тағ, Тәңре тау, Тэнгэр уул), что означает «Небесная  или Божественная гора».  Эти места всегда  были священными для всех тюрков. На фото внизу:  пик «Хан Тенгри» (Хан Тәңірі), что означает «Повелитель Неба»  

Алматинские курганы

На территории самого г. Алматы и его окрестностях,  расположены в большом количестве древнейшие курганы и это еще раз доказывает, что данное место играло важную роль у жителей региона.   К большому сожалению,  многие из них были разрушены и разграблены, однако,  благодаря Акимату города и местным волонтерам,  удалось сохранить курганный некрополь «Боралдай» — это комплекс из 47 курганов раннего железного века, расположенных на северо-западе Алматы. Захоронения принадлежат племенам саков и уйсуней.

В 50 километрах восточнее Алматы находится знаменитый на весь мир Иссыкские курганы, где был обнаружен главный символ не только Казахстана, но и всей кочевой цивилизации – Золотой человек. На сегодняшний день местные могильники  являются ярким примером того, как распространилось искусство звериного стиля и откуда произошло. В палеометаллическую эпоху уже были известны предметы и вещи, выполненные в зверином стиле на территории всей Евразии.

Сохранение культурного наследия

В случае получения городом статуса «Духовной столицы Тенгрианства», у Алматы появится еще один дополнительный стимул  не только на сохранение исторического наследия, но и защиту окружающей среды. 

Защита окружающей среды

Тенгрианство — это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой.

В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли , как и у человека, есть свои духи хранители. Поэтому человек должен уважительно относиться ко всему окружающему миру.

Сейчас в нашем городе довольно остро стоит проблема смога, но если наш город будет искать альтернативные источники энергии, то он вполне может снова по праву  стать «зеленым».

Развитие зеленой экономики

Рано или поздно,  человечество будет вынужденно переходить  на активное внедрение  альтернативных источников энергии с целью сохранения баланса с природой. Алматы может стать городом-примером по внедрению «зеленой экономики» в повседневную  жизнь.

Наши предки жили по законам степи и в гармонии с природой.  У них строго запрещалось мусорить, особенно  озера и  реки.

Номадизм=Зеленая экономика

Номадов можно смело  привести в пример как ярких представителей защитников природы и сторонников зеленой экономики. Кочевник принимал природу без страха, осваивая новые пространства и для него целью было не покорить ее, а гармонично встроиться в окружающую среду. Он подчинялся ей и принимал ее законы, что позволяло ему выживать и получать все необходимое, не нанося природе вреда. Насилие над природой было чуждо кочевнику, который видел себя ее частью, одним в ряду других живых существ. Мысли о том, чтобы владеть природой, у него не могли возникнуть.

Развитие животноводства

Особенно статус «Духовная столица Тенгрианства» может положительно сказаться и на развитии главной отрасли кочевых народов – отгонного животноводства.

Цель проекта

Сегодня  многие тюркские народы пытаются  возродить свою историю, культуру, язык, традиции и  в Алматы можно ежегодно проводить культурно-научные мероприятия, конференции и курултай народов Великой Степи.

Tengri University

Также мы хотели бы предложить создание международного университета по изучению кочевой цивилизации и тюркского письменности «Tengri University» в г. Алматы,  в котором преподавать и обучаться  будут ведущие специалисты и студенты из разных стран (автор идеи: Аласов Чистан Амырович, Кемеровская обл., РФ). Также в школах РК можно ввести дополнительный предмет «Тенгриведение», в котором ученики смогут подробнее  ознакомиться с философией кочевых народов.              

Проект: Дом Тенгри (дом памяти предков)

Автор: Хабибрахманов А.Ш. (Республика Татарстан)

Этноаулы

Традиционная кочевая культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности. Во время мероприятий будет создан этноаул, где пройдет этновыставка в которой широко будет представлен быт, ремесла  и кухня тюркских народов. 

Этноаул – это площадка, где через формы досуга передается социально-культурный опыт, построенный на принципах сохранения традиций и обычаев, передачи их от поколения к поколению, а также платформа для творческого взаимодействия между представителями различных видов традиционного искусства и масштабного культурного обмена.

Целью всех мероприятий является культурное обогащение и объединение традиций и обычаев тюркских народов.  Каждый год в Алматы можно организовывать также международные музыкальные фестивали и арт-выставки.

Концепт «Духовная столица Тенгрианства» — это уникальная возможность для города повысить туристическую привлекательность и тем самым является особенным подарком для жителей и гостей города, а также  исключительной возможностью для культурного просвещения молодежи региона.

Особое внимание в Алматы необходимо уделить  празднованию древнейшего праздника – Наурыза,  знаменующего собой не только весеннее равноденствие, но и обновления природы.

Наурыз не только государственный праздник Казахстана, но и признанный ООН как международный праздник. Его отмечают во всех странах Средней Азии, а также в Грузии, Индии, Иране, Китае и многих других странах по всему миру.

Туризм

Алматы за 2021 год посетили полмиллиона  гостей с разных стран мира, а  количество прибывших в регион туристов увеличилось несмотря на карантинные меры с связи с мировой пандемией коронавируса. Для Казахстана важно развивать въездной и внутренний туризм: въездной обеспечивает валютные поступления в экономику страны, внутренний позволяет населению государства восстановить свои силы, направить денежные поступления от туризма на отечественные рекреационные объекты, развить внутреннюю инфраструктуру экономики.

По территории г. Алматы проходил «Великий шелковый путь»

Новый «поэтический» статус  станет одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест и субъектов малого и среднего бизнеса (гостиницы, кафе, рестораны, торговые центры и т.д.), ускорит развитие дорожного и гостиничного строительства, будет стимулировать  производство и предоставление услуг всех видов транспортных средств и способствовать сохранению народных промыслов и национальной культуры в Алматинской области .

Центр возрождения тюркской письменности

Алматы также имеет все шансы, чтобы  стать  центром возрождения тюркской письменности.  «Изюминкой» города могут стать  надписи на улицах и объектах продублированные  тюркскими рунами.

Tengri World Cup

Для развития и популяризации здорового образа жизни, в городе Алматы можно ежегодно организовывать  свой собственный спортивный бренд  «Tengri World Cup» —  чемпионат по футболу среди детских, любительских и полупрофессиональных коллективов из стран-членов и наблюдателей Организации Тюркских Государств, Российской Федерации, Болгарии, Румынии, Украины, Монголии и т.д

Специально для подготовки к турнирам, мы уже  основали свой собственный спортивный  клуб Тенгри, где любой желающий может прийти на просмотр!

На базе футбольного клуба, для подготовки резерва в г. Алматы  была открыта детско-юношеская школа «Tengri», в которой уже занимаются дети от 6 до 15 лет.  ДЮШ Тенгри ставит перед собой цель открытие филиалов в разных городах и странах.

Абиров Чингиз Шакенович

(главный тренер спортивного клуба Тенгри)

Инициаторы идеи присвоения Алматы статуса «Духовной столицы Тенгрианства»

Альберт Хабибрахманов

Архитектор, художник, 

руководитель портала www.tengrism.kz  

г. Зеленодольск

Республика Татарстан

Ерлан Еспенбетов

Директор СК «Тенгри»,

руководитель портала www.tengrism.kz  

г. Алматы

Республика Казахстан